Разница в возрасте. Страх, что я останусь одна с детьми.

Вопрос психологу:
Добрый день. Я в браке уже 7 лет за мужчиной, который на 13 лет меня старше. Я люблю и любима, недавно родила ребёнка и появились страхи, что ребёнок мой поздний у мужа и что боюсь, что муж не успеет его воспитать (хотя со здоровьем у моего мужа все хорошо), муж хочет ещё одного ребёнка года через два, а у меня появились страхи, что я останусь одна с двумя детьми, что буду одна их подымать. Это стало уже навязчивыми мыслями, я постоянно думаю об этом, сравниваю себя с другими и понимаю, что сама выбрала себе такого мужа и отца своему ребенку. Не знаю как отпустить эту мысль и жить сегодняшним днем, и не думать. Ведь то, что у меня уже есть это уже данность и это не исправить. Впала в какую-то депрессию. Мужа это стало напрягать, считает что я его недооцениваю, что он ещё молод и легко подымет ребёнка и что ребёнку все равно какого возраста отец, главное сколько внимания и тепла он ему дарит. Я вроде бы все это понимаю, вижу как муж возится с нашей малышкой, как счастьем светятся глаза, но в голове у меня снова математика "сколько будет дочери, а сколько будет мужу". Муж говорит "давай разведемся, но это не изменит ситуации, я уже отец твоего ребёнка". Также появился страх, что останусь одна, что слишком большая разница у нас с мужем, хотя это проявляется только в цифрах, во всем остальном у нас и общие интересы и общие друзья, и никто никогда нам не сказал, что мол" у вас такая большая разница в возрасте", все нас воспринимают как гармоничную пару, но я постоянно зацикливаюсь на расчётах и о том, что слишком поздно родила мужу ребёнка (очень долго не могла забеременеть и надо бы радоваться, что вообще ребёнок есть, хоть один). И тоже бы хотела второго ребенка так как я ещё молодая и иметь двоих детей была мечта, но снова останавливает возраст мужа.
Автор вопроса: Марина Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Валентина.
Дорогая Марина,
Вам нужно разобраться с природой этого страха. Судя по тем данным, которые Вы оставили в письме, Вашему мужу сейчас около 44-х лет, он только-только перешагнул рубеж молодого возраста и перешел в категорию «средний возраст» (по официальной возрастной классификации ВОЗ). В западных странах многие в этом возрасте только начинают заводить детей. Беспокоиться сейчас о его возможной скорой смерти нелогично и нерационально и, судя по Вашим словам, Вы это сами прекрасно понимаете. Значит, дело в каком-то бессознательном страхе. Скорей всего Вас пугает страх неизвестности, который может отражаться и на других сферах жизни тоже.
То, что сейчас с Вами происходит, в когнитивно-поведенческой терапии называется катастрофизацией. Это одна из ошибок мышления, когда мы не знаем, что ждет нас впереди, но уже строим прогноз, что нас ждет непременно самое плохое. Нужно работать с этим когнитивным искажением, так как подобное мышление всегда является следствием или причиной тревожности, а также очень часто приводит к депрессии.
Дам Вам небольшую технику для проработки.
Опишите Вашу "катастрофу" одной фразой. Например: «Я боюсь, что мой муж рано умрет и я останусь одна с детьми».
1) Ответьте себе честно - случится ли на самом деле то, что я предсказываю?
2) Уберите "А что если...?" Вместо этого четко озвучьте катастрофические опасения.
Например:
Вместо, "а что, если он скоро умрет" — "он скоро умрет".
3) Оцените по шкале от 0 до 10, насколько это вероятно.
4) Есть вероятность, что это случится прямо сейчас?
5) Каков наихудший исход?
6) Каков наилучший исход?
7) Если предположить, что случилось самое худшее, как бы я справилась?
8) К кому я могу обратиться за помощью?
9) Какие слова я хотела бы услышать, чтобы успокоиться?
10) Снова оцените по шкале от 0 до 10 "катастрофу" сейчас.
Если Вас пугает сама мысль, что Вы будете воспитывать ребенка одна, причем пугает настолько, что отравляет вашу жизнь уже сегодня – подумайте, почему Вы так сильно этого боитесь. Вы не сможете содержать их финансово? Боитесь единоличной ответственности? Боитесь, что не сможете дать им достойного будущего? За кого Вы больше боитесь в данном случае? За детей или за саму себя, что Вам тогда придется столкнуться с трудностями?
От таких ситуаций ведь никто не застрахован, даже если бы Вашему мужу было сейчас 20 лет – это не дало бы абсолютно никаких гарантий, что Вы не останетесь одна. Любой мужчина может, умереть, заболеть, уйти… Скорей всего, у Вас есть большая неуверенность в себе, в своих силах, в своей способности выжить без поддержки мужчины. Поэтому, возраст Вашего мужа здесь абсолютно ни при чем. Справиться с этим страхом поможет укрепление своей собственной личности, наработка необходимых навыков самостоятельности и внутренняя опора на саму себя.
Также, это состояние может быть одним из симптомов генерализованного тревожного расстройства (особенно в сочетании с депрессией, о которой Вы упомянули). Поэтому, во избежание осложнений, рекомендую Вам обратиться за диагностикой к психотерапевту.