Отца уже не боюсь, но ритуалы остались, как с ними бороться?

Вопрос психологу:
Я борюсь со всякого рода ритуалами, которые выполняю каждый день, если я вижу фотографию своей матери я моргаю на неё и наклоняю шею вправо, иначе у меня есть страх, что с ней что-то может произойти. В особо нервные моменты, я вообще состою из этих ритуалов. Медиатор от гитары всегда смотрит кончиком вправо, телефон, лежащий на столе так же смотрит вправо. По лестнице поднимаюсь с правой ноги и заканчиваю на правую, даже если там всего одна ступенька. Все фильмы перематываю на 15-10 секунд назад, если не успел проартикулировать сказанную актером фразу. В кинотеатре сразу паника начинается, ведь я не услышал слова и не могу перемотать. Цифра 5 меня везде преследует. Если я вижу предмет не целиком, его уголок что-то закрывает, то я тут же должен обойти его так, чтобы увидеть со всех сторон. Иногда поднимаю предметы со стола без цели и кладу на место. Особенно раздражают моменты, когда срочно нужно поднять что-то огромное и тяжелое или большую стопку, разваривающихся бумаг и я ведь знаю, что она упадёт, но чувствую что жизнь не мила без этого. Нахожусь в ярости, когда какая-то буква в тетрадке получилась жирнее или кривее других. Терпеть ненавижу смятую постель или грязную одежду, особенно то, что прилегает к телу и ботинки. Ботинки всегда должны быть начищены до блеска и всегда должны быть сухими внутри и снаружи. Это началось в 2009 году, когда я учился в четвёртом классе, а отец уволился и начал заниматься бизнесом и три дня в неделю он сидел дома круглые сутки. Боже, как я не хотел идти домой, а остальные 4 дня, пока он улетал я дышал свободной грудью. С самого детства у меня было всего 2 страха: баба-яга и отец. Но Баба-Яга казалась такой душкой в сравнении с отцом, хоть я действительно ужасно ее боялся. Отец мой человек очень строгий, технарь, человек слова и дела, а я гуманитарий и все детство он думал, что я недоразвит. Даже подыгрывал ему, когда он с работы приходил, я включал умственно-отсталого, буквально, например называл машины бибиками, его это совсем из себя выводило, спотыкался специально, как будто равновесия не держал, хотя я с первого класса все возможные сальто делал и ещё был в самом топе двоечников во всех 9 школах, только в самом начале 8 класса в новой школе, первые 2 месяца преподаватели считали меня светочем и ставили старшеклассникам в пример, пока я не забил на это дело и не начал бегать за девчонкой. В 15 лет несколько раз забирали в отделение за хулиганство, после этого отец устроил меня в первый лицей Москвы 1535, откуда я с позором был уволен из-за неуспеваемости, потом отец отправил меня в частный интернат-пятидневку, там я каждое утро слышал своё имя по радио, с любезными приглашениями на ковёр к директору. Как при таком жестком воспитании я мог быть таким придурком, совершенно не понимаю. И все это напряжение меня преследует по жизни, отца уже не боюсь, но ритуалы остались, как с ними бороться?
Автор вопроса: Антон Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Антон. Ответьте для себя на вопрос:
Для чего вам нужно повторять те или иные ритуалы? Что произойдет, если вы их не будете повторять?
Часто повторение ритуалов связано со страхом чего-либо, чтобы преодолеть страх человек создает ритуалы и обрастает ими постепенно. Ритуалы- это неплохо, некоторые повторяют молитвы, моют несколько раз руки и т.д., только если это не становится навязчивым поведением. Когда без ритуалов человек не может жить, т.е. его сковывает страх, если он не сделает один из них, или не повторит его несколько раз, то это уже обсесси́вно-компульси́вное расстро́йство. Для диагностики данного расстройства используют шкалу Йеля — Брауна. Вы можете пройти онлайн тест, чтобы выяснить есть ли у вас данное расстройство. Но по одному тесту не надо делать поспешных выводов, диагноз ставит только профессионал, это просто для саморазвития.
Я уже писала, что ритуалы – это неотъемлемая часть нашей жизни. Ритуалы дисциплинируют и создают некий порядок в нашей жизни. Некоторые люди тратят много времени, на то, чтобы создать такой ритуал, как носить чистую и хорошо выглаженную рубашку, чистые ботинки - это хорошие и полезные ритуалы. Много ритуалов пришло от наших предков, иногда смешных и странных: ритуалы на Новый год, на Пасху, на день рождения и т.д.
Отметьте для себя какие ритуалы для вас полезны и важны в данный момент? Во всех ритуалах, даже с первого взгляда смешных и нелепых, есть своя важность и польза.
1. Задание: Напишите список ваших ритуалов и пропишите рядом их полезность для вас.
2. Задание: Исходя из всего вышеизложенного я дам вам задание, которое вы должны выполнять четко и строго используя мои предписания. Потому что это предписание поможет вам понять и оценить пользу ваших ритуалов, но к этому вы должны прийти сами. В дальнейшем я дам вам объяснение всему этому. Я хочу, чтобы всякий раз, когда вам захочется выполнить тот или иной ритуал не сопротивляться этому, а делать его десять раз! Не больше и не меньше десяти раз! Это важно!! Например, если вы поправляете медиатор или телефон, то возьмите и положите на место его кончиком вправо 10 раз. Если вы начинаете с правой ноги подниматься и заканчивать правой, то поднимитесь и спуститесь 10 раз используя правую ногу. Если вы чистите ботинки, то почистите их 10 раз до блеска. Если вы заправляете постель идеально, то сделайте это 10 раз.
Если у вас есть возможность, обратитесь к психологу, который практикует краткосрочную терапию, тогда вы справитесь со своими страхами за 3-10 консультаций. Все индивидуально- кому-то будет достаточно 3, но максимум- 10 консультаций.
Данные задания важны, и если вы их сможете выполнить так, как я написала, то возможно вам и не понадобятся никакие консультации. Но, однако, хотелось бы, чтобы вы ваш результат выполнения заданий мне выслали на почту. Очень интересно и важно узнать как вам это поможет.
Также можете обратиться ко мне для последующих консультаций. Всегда открыта для общения.
Рада, если смогла вам помочь!
Ваш психолог Костюкова Наталья
______________________________________________
PS: Жизнь у нас одна, и мы ее сразу пишем на чистовик.
Вы можете записаться на индивидуальную консультацию по эл. почте [email protected] или Viber, WhatsApp, Telegram +7 913 565 59 85