Страх постареть и стать никому не нужной.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, выбирая категорию вопроса, поняла, что я сейчас одно сплошное беспокойство и даже паника. В душе огромная ревность, страх постареть и быть покинутой всеми, особенно мужем и многое другое. Я и раньше была мнительной и тревожной, но после случившихся событий просто комок страха. Дело в том, что мы с мужем давно уже не ладим, даже думала любовь прошла и хотела развода. Но когда он изменил мне и ушёл к другой, я поняла насколько он дорог мне. Сейчас мы вместе опять, но меня буквально сжирает ревность, и преследуют навязчивые мысли, что я постарею и стану ненужной ему, вообще никому. Холодеет в животе, руки начинают трястись, голова кружится. Все хорошее на что я пытаюсь переключиться, становится каким то бессмысленным. О муже постоянно думаю, что он опять меня бросит, что до сих пор общается с той, причём самое обидное, что когда она меня оскорбляла, он как то слабо меня защищал. Но с тоже время говорит, что меня любит, а я в каждом слове чувствую подвох, издевку, атак хочется верить ему, что и пытаюсь делать. Обидно, что для того чтобы осознать свою любовь к нему надо было пройти через все эти унижения. Я понимаю, что боль от измены, предательства со временем заживёт, но как избавиться от этих навязчивые мыслей??! Они как клубок змей начинаю копошиться в голове, чёрные как волосы той, к кому он ушёл. Простите за сумбурность повествования, больше и поговорить не с кем, а мне так страшно, невыносимо порой... даже когда я счастлива ненадолго, я чувствую эти мысли.,они как медленный яд. Я устала, я жить хочу. Помогите, пожалуйста, советом....
Автор вопроса: Анна Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, Анна!
Поскольку Вы ничего не написали о своем прошлом, могу предположить, что свойственная Вам тревожность имеет корни в детском или подростковом возрасте. Симптомы в теле (Холодеет в животе, руки начинают трястись, голова кружится) и есть проявления тревоги, которые появились вследствие проблем в отношениях. Постоянное беспокойство, в том числе приступы страха, ограничивают Ваши возможности и «разрушают» Вашу уверенность в себе, приводя к появлению ощущения собственной ненужности и слабости.
Люди с низкой самооценкой часто акцентируют внимание именно на своих неудачах, обесценивая положительные стороны и считая достижения случайностью. Такое отношение человека к себе приводит к невозможности реализации практически во всех сферах жизни. Неуверенность, часто объективно необоснованная, формирует у человека такие стратегии поведения как смирение и пассивность.
Любой человек, сталкиваясь с эмоциональной недоступностью и отстранением значимого близкого, будь то мужчина или женщина, родитель, ребенок, друг или родственник, чувствует холод, одиночество и грусть. Его одолевают гнев и печаль, ему больно и страшно. Поскольку потеря эмоциональной связи с близкими людьми, любимым, мы воспринимаем как угрозу безопасности и выживанию, наш мозг запускает непроизвольную реакцию страха, который возникает в мозге (миндалевидном теле, так называемом «центре страха»). В такие моменты мы не думаем, а чувствуем и действуем, руководствуясь только эмоциями. Возникает конфликт, в котором мы выплескиваем на любимых людей накопившуюся злость, раздражение, критику и требования, которые на самом деле - крик отчаяния, попытка достучаться до дорогого нам человека, чтобы получить от него эмоциональный отклик и вернуть прежнее чувство безопасности. Далее ситуация развивается согласно привычным стратегиям, которыми человек руководствуется в стрессовых ситуациях: он либо начинает требовать и цепляться за партнера, пытаясь вернуть его близость, либо отстраняется и замыкается, чтобы успокоиться и защитить себя. К этим стратегиям борьбы со страхом, вызванным потерей близости, мы прибегаем бессознательно. И какое-то время они помогают. Но используя их постоянно, мы замечаем, что неуверенность возрастает, а партнер отдаляется от нас.
Чем сильнее один партнер злится, тем больше он критикует другого, который еще сильнее замыкается. При этом за его молчанием скрываются печаль, страх, растерянность и стыд. И чем сильнее он закрывается, тем более настойчиво критикующий партнер требует впустить его. Например, раздражение и жалобы одного — сигнал для другого закрыться, молчать и обороняться.
Супруги попадают в замкнутый круг: реакции одного провоцируют еще более накаленные реакции другого. Наступает момент, когда становится не важно, в чем причина конфликтов. Пара приходит к черте, когда отношения становятся только источником обид, постоянного ожидания опасности и остывают. В простых словах супруги будут слышать угрозу, сомневаться в любых поступках своей половины, жить в страхе и сомнениях, быть всегда настороже и готовыми к обороне. Сформировавшиеся у них модели поведения будут включаются автоматически и станут настолько привычными, что отказаться от них оба партнера уже не смогут.
Многие люди не обращаются за помощью к психологам, пока отношения совсем не зайдут в тупик. Это можно сравнить с болезнью, которую не лечат годами, игнорируя симптомы, и обращаются к врачу, когда уже не могут ходить. Для них консультирование – последняя попытка что-то исправить, но она не всегда направлена на восстановление отношений, а чаще - чтобы убедить себя, что было сделано все возможное, дабы избежать развода.
Ради сохранения видимости мира в семье, люди упускают возможность что-то исправить. Причиной может быть нежелание одного или обоих партнеров брать ответственность за свою часть отношений. Страх одиночества в такой ситуации также может руководить их действиями.
Если сейчас Вам наибольший дискомфорт создают негативные мысли, нужно начать с дистанцирования от них.
Шаги техники дистанционирования очень простые. Когда появляются негативные мысли необходимо:
1. Узнавать их и называть (это снова «радио депрессии» и оно мне вредит).
2. Игнорировать («я знаю, что это часть моей психики»).
3. Переключить внимание на что-то более полезное.
Повторяйте шаги 1-3 снова и снова, сколько нужно.
Не пугайтесь своих мыслей, это только мысли, продукт работы мозга и им нельзя доверять на 100%. Запишите мысли, которые у Вас возникают, и поработайте с ними.
1. Разделите лист бумаги пополам и запишите все доказательства "за" и "против" какой-то мысли. Оцените, какая сила/достоверность этих доказательств? Насколько можно им верить?
2. Можно ли каким-то способом проверить их достоверность? Или же найти дополнительные более надежные доказательства (можно провести эксперимент и узнать, подтвердится эта мысль или нет)
3. Если нельзя проверить, чтобы знать точно - то какая польза такого способа мышления? Какое влияние оно может иметь на мое будущее?
4. Есть ли основания думать, что это просто искажение/"перекручивание"/ или предвзятое восприятие информации?
5. Какие могут быть другие объяснения этой мысли? Как можно это увидеть в другой перспективе? Что бы я сказала другу или подруге об этом? Что бы я подумала об этом раньше, когда у меня не было ?
6. Если бы это было действительно так, то что бы это означало? Какие были бы последствия? Как бы я могла с ними справиться?
В качестве книг самопомощи могу предложить Вам следующие:
«Сам себе психотерапевт: как изменить свою жизнь с помощью когнитивно-поведенческой терапии» С.Корина, «Как повысить самооценку» Мелани Феннел.
Если не сможете справиться с ситуацией самостоятельно, рекомендую обратиться за профессиональной помощью к специалисту в области терапии пар.
Желаю Вам навсегда избавиться от страха и сомнений и увидеть мир с другой стороны – полным любви, радости, понимания.