Часто испытываю страх.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемые психологи!
Мне 26 лет. Моя проблема такая. Очень часто испытываю страх, по очень многим причинам. Например: когда я захожу в комнату, а там стоит человек, или от резких звуков. Очень часто, когда открывается лифт и там стоит человек, когда кто-то начинает разговор, когда в комнате было тихо. Иногда ночью боюсь спать, хотя темноты не боюсь, и никогда не боялась.Особенно, когда муж поздно с работы приходит, и я просыпаюсь и вижу что он в комнате, это очень сильно пугает. И очень, очень много случаев.
Испуг сопровождается- вздрагиванием, иногда криком и учащенным сердцебиением. Я думала что в детстве чего-то сильно испугалась, иногда бывало что папа пугал нас с сестрой, когда мы были маленькими, но не думаю что в этом причина.
Началось все это примерно года три назад. Очень мешает в повседневной жизни. Уже члены семьи посмеиваются надо мной. Семья у меня благополучная.
Как мне справиться с этим страхом? Что мне делать? Из-за этого часто на нервах, ругаюсь на мужа, что он тихо по комнате ходит! У нас прекрасные отношения с мужем, хоть он тоже иногда посмеивается надо мной, но я знаю что не со зла. Уже сама на себя злюсь, понимаю что это глупо, и я уже не ребенок, чтобы так часто бояться, но сделать с собой ничего не могу. Как-то пила валерьянку, но тоже не помогает, только на время, как только перестаю пить, испуг возвращается. Хотя и с ней, не очень-то и помогает.
Помогите пожалуйста! Уже не знаю, что с этим делать.
Спасибо большое заранее.
Автор вопроса: Алёна Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Штокалова Елена Сергеевна.
Добрый день, Алена.
Спасибо за вопрос.
Вы очень недооцениваете игры Вашего папы, когда он Вас пугал. Сейчас Вам кажется, что это были невинные забавы. К тому же Вы понимаете, что Ваш папа не хотел Вам зла. Но, будучи ребенком, Вы испытывали РЕАЛЬНЫЕ переживания страха и в момент испуга не могли проанализировать ситуацию. Внезапность Ваших испугов делает очень схожими Ваши переживания с переживаниями Ваших детских страхов(когда папа Вас пугал). Ваши детские эмоции были забыты. Но три года назад произошла ситуация, которая активировала схему Ваших детских страхов.
Если ситуации повторялись неоднократно, то в душе ребенка поселяется тревога. Он как бы начинает ждать, что его вот-вот напугают, но нет четкой ясности, когда именно это произойдет. Так и у Вас. Внутри активировалась схема тревоги и ожидания испуга. Но, так как Вам неизвестно, когда именно произойдет испуг, Вы ожидаете его постоянно и пугаетесь разных мелочей. Сознательно Вы понимаете, что это абсурдно, но Ваша тревожность, Ваше внутреннее ожидание испуга порождает Ваши страхи.
Что делать?
Лучше всего в этом случае работают техники отреагирования и обесценияния.
Попробуйте представить Вашего отца, сидящего напротив Вас. Представьте его глаза, руки, позу, в которой он сидит. Если у Вас не получается представить его достаточно четко и ясно, нарисуйте его на бумаге. Теперь обратитесь к нему. Скажите, что игры в детстве сейчас Вам очень мешают жить. Скажите ему, что Вы знаете, что он хотел как лучше и делал это не специально. Но Вы были слишком маленькой, чтобы это понять и Вам было страшно. Скажите всё, что Вы думаете по этому поводу своему воображаемому (или нарисованному) отцу. Теперь поменяйтесь с ним ролями. Сядьте на его место, а напротив представьте себя маленькую (или нарисуйте, или поставьте какой-то предмет, чтобы Вам было легче представить). Говорите теперь от лица своего папы. Что бы он мог Вам сказать? Скорее всего, что он не хотел Вас так пугать, что он Вас очень любит, и что раз это Вам так мешает, он НИКОГДА НЕ БУДЕТ БОЛЬШЕ ЭТОГО ДЕЛАТЬ (это ключевая фраза техники, акцентируйте на ней внимание). Снова поменяйтесь ролями, и поблагодарите Вашего папу. Вернитесь в состояние здесь и сейчас.
Вторая техника похожа на первую, но вместо представляемых образов и картин используйте бумагу и ручку. Напишите папе письмо в прошлое о том, к чему привели неожиданно эти игры в будущем. Опишите ситуацию, и что Вы очень хотели бы, чтобы Ваш отец перестал это делать. После этого напишите ответ от Вашего папы. Не забудьте вставить в Ваше письмо фразу о том, что это никогда больше не повторится, а поэтому Вы можете больше ничего не бояться.
Третья техника касается Ваших страхов. Нарисуйте на листе бумаги несколько Ваших разных страхов, связанных одной ниткой или веревкой. Постарайтесь отразить Ваше состояние в момент испуга в этих рисунках. Посмотрите на них внимательно. Теперь пририсуйте Вашим страхам разные детали так, чтобы они казались не страшными, а смешными или милыми. Проделайте так с каждым из нарисованных образов. В конце сотрите веревку между ними. Еще раз внимательно посмотрите на рисунок. Как он изменился?
Надеюсь, Вам помогут эти техники. Если нет, обратитесь к психологу. Ваши проблемы можно решить за один-два сеанса, а Ваша жизнь качественно изменится в лучшую сторону. Желаю Вам удачи.