Не могу справиться с плохими мыслями.

Вопрос психологу:
Добрый день, хотелось бы сказать, что я первый раз обращаюсь к специалисту вашей сферы. Меня зовут Иван, мне 20 лет, и я не могу перестать думать о разных плохих ситуациях, которые вообще скорее всего не произойдут никогда, но я думаю, а если бы это случилось, как мне поступить, как мне обыграть ситуацию, чтобы выйти победителем. Пример: недавно мне друг рассказывал про какую-то криминальную жуть (скорее всего это байка), а я не могу перестать о ней думать, я в голове строю у себя план действий, как и что делать, если бы такая ситуация произошла со мной, хотя эти люди (из истории) вообще никакого отношения не имеют ко мне, может их даже не существует. И так постоянно. Самое главное, я не могу прекратить думать о подобном, потому что я хочу быть готовым к такому, поэтому я не отпускаю этих мыслей. Я представляю себе какую-то катастрофу, понимаю, что этого в моей жизни нет, и наверное, никогда не будет, НО это "наверное" не даёт мне покоя, и я начинаю на будущее анализировать, размышлять, и продумывать. Чего я хочу от этой консультации с вами? Я понимаю, что делаю что-то не так, эти мысли на меня давят, я накапливаю негатив, и это плохо сказывается на мне, постоянная тревога, это всё я осознаю, но одновременно, я не могу себе позволить этого не делать, потому что всё-таки эти мысли помогают мне стать подготовленным ко многому (я так считаю), раз на раз не приходится, но все таки когда у тебя есть проблема (пускай и выдуманная) решая её, ты становишься сильнее. Я постоянно готовлюсь к чему-то, как-будто ожидаю армию противника на поле боя, а это армия так и не приходит, но если она все все-таки придёт, всё равно есть такая вероятность, я боюсь быть в уязвимом положении, поэтому моё войско всегда наготове, и оно устало. Это противоречие мешает мне жить, и я хочу от него избавиться, и как-то переосмыслить эту свою позицию. Пожалуйста, помогите мне это сделать.
Автор вопроса: Иван Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Жарко Иркям Рушановна.
Здравствуйте, Иван. Дело в том,что ваше убеждение "решение выдуманной проблемы делает сильнее" - в корне ошибочно. Однако оно на вас влияет и заставляет постоянно решать в уме какие-то несуществующие проблемы. Давайте разберемся в чем ошибки. Обдумывая страшные ситуации, вы как уже сами писали, у вас повышается тревожность и как следствие вы измотаны, уставшие, энергия для реальной жизни уходит на обдумывание ситуаций, которые могут не произойти. Из-за излишней тревожности падает концентрация и как результат вы не замечаете деталей ваших каких-то реальных проблем, которые есть. И самое важное, погружаясь в решение проблем которых нет, вы перестаете жить! Теряете те ценные минуты, которые могли бы прожить более качественно и с большей пользой. То что можно сто процентов заранее подготовиться к чему либо, иллюзия, ведь мир непредсказуем в большинстве случаев. Конечно в какой-то степени нужно себя подстраховывать от проблем, к примеру, носить с собой газовый балончик, стараться не ходить в опасных районах в темное время суток, застраховать квартиру от пожаров, потопов и тд Все это адекватные предостережения,однако если они становятся чрезмерными(как в вашем случае) то это уже само становится проблемой и мешает жить. И еще момент, мне показалось, что вы склонны верить любой своей мысли, которая возникает. Так вот не любым нашим мыслям можно доверять! Важно отслеживать их, отслеживать как наши мысли влияют на наши состояния и стараться оспаривать. Например, когда у вас опять возникнет мысль, "а вдруг это и со мной произойдет", спросите себя "какова вероятность, что это может произойти со мной? Раньше со мной происходили такие ситуации? Так стоит ли так сильно переживать и готовить план разрешения проблемы которой нет, и возможно не будет?".