Тревожно-панические состояния, дереализация.

Вопрос психологу:
Добрый день! Написать проблему структурировано - очень тяжело, потому что при попытке это сделать понимаю, что это огромный клубок. У меня происходит цикличность очень странных и несвойственных мне психических состояний. Первый подобный "приступ" случился еще когда мне было 8 лет. Я не обладаю и не обладала суицидальными наклонностями, но в 8 лет я ночью как-то раз смотрела в окно и у меня возникла НАВЯЗЧИВАЯ, НЕПОНЯТНО С ЧЕМ СВЯЗАННАЯ МЫСЛЬ, ИСПОЛНЕНИЯ КОТОРОЙ Я НЕ ХОТЕЛА(!!!!) - Попробовать выброситься из окна. Я не психиатр, но для меня просто не улавливается эта противоречивость - я не суицидник и причин для этого не подобных мыслей не было, мне их как будто подбросили и запустили механизм навязчивости, я просто думала что сойду с ума! Как будто кто то контролировал мое мышление, что совершенно невозможно. У меня было полное ощущение бесконтрольности своих действий в тот момент, я ощущала что могу не остановить себя сделать это, и от этого у меня начиналась паника. Спустя много лет - 12 лет спустя это снова повторилось, но в уже очень тяжелый период в жизни. Мой отец - человек с психопатическим расстройством, молодой человек с которым я за 2 месяца до этого начала снова быть вместе - с таким же синдромом, + в этот период меня уволили с работы. Эти страшные приступы возобновились, какая то жуткая сила внушала мне эти мысли про окно и бесконтрольность моих действий! я четко ощущала, что сдерживаюсь из последних сил не совершить это действие. Я очень сильный человек, никогда всерьез не задумывалась о суициде, именно поэтому меня просто ошарашили эти приступы, их можно сравнить с адовыми муками. через пару месяцев после этих приступов они начались снова, только подарком добавилась жуткая дереализация. И спустя снова пару месяцев я опять с этими двумя состояниями и жуткой тревожностью внутри....
Автор вопроса: Marina Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Штокалова Елена Сергеевна.
Здравствуйте, Марина.
Невылеченное паническое расстройство приводит в конченом итоге к тревоге и депрессии. Эти три болезни очень тесно связаны и требуют контроля за каждой из них в процессе лечения. Какое бы событие в детстве не спровоцировало у Вас суицидальные мысли, Вам на данном этапе следует сосредоточиться на альтернативных моментах выхода из ситуации. Первое, что необходимо понять, это то, что Ваши мысли и реальность (комната, окно, улица за окном и т.д.) не одно и то же. То, что Вы так думаете, не обязательно означает, что Вы должны что-то сделать. Вы можете просто так думать. Суицид видится Вам как выход, но выход из чего? Подумайте, чего именно вы боитесь? В чем истинная причина Вашей тревоги? Используйте таблицу иерархии страхов. Выстройте таблицу из двух колонок. В первой запишите ситуации, вызывающие в Вас страх или панику. Начните с наименее страшной. В конце таблицы должна быть описана ситуация, максимально для Вас тревожная. Во второй колонке напишите субъективный Уровень дискомфорта от 1 до 10. Например, самая ужасная ситуация – 10. Самая легкая – 1. Теперь посмотрите на Ваши мысли и постарайтесь выделить в них реальную ситуацию и отделить ее от Ваших тревожных мыслей и дать ей достойный ответ. Например, ситуация: потеря работы, уровень дискомфорта – 7, факт – я больше не работаю на этой работе, мысли: де-реализация, ухудшение материального состояния, трудность найти новую работу. Адаптивные мысли: Я могу найти работу лучше, более высокооплачиваемую, с лучшим коллективом, адекватным руководителем и т.д.
Жизнь такова, что мы не можем все контролировать. Что-то надо принять как данность. Мы не всемогущи и иногда все происходит не так, как мы запланировали. Если мы не можем управлять ситуацией, то бессмысленно переживать и печалиться. Попробуйте принять данность – что есть, то есть. Поделитесь с миром своей ответственностью. Если у Вас нет работы – это реальность. И у Вас есть несколько вариантов событий – погружаться в угрюмые мысли по этому поводу или найти новую работу, возможно, освоить новую деятельность, найти работу онлайн, организовать надомную работу или что-то еще. Поиск работы (постоянной или временной) есть деятельность сама по себе. Она отвлекает от негативных мыслей и придает уверенности. Если у Вас есть определенный опыт и знания, то лучше рассмотреть ситуацию как новый трамплин в будущее. Как показывает опыт, следующая работа оказывается почти всегда лучше предыдущей. При поиске работы помните, что это Вы выбираете себе работодателя, так что изменение жизни к лучшему уже начались. Представьте себя через какое-то время – три месяца или полгода. Как вы себя видите? Где работаете? Сколько зарабатываете? Помните, что Ваша ситуация временная, и когда-нибудь она закончится. Используйте настоящую ситуацию с выгодой.
Что касается Ваших суицидальных мыслей, то помните, что это только мысли. Представьте, что Ваши мысли – Ваши гости. И если гости Вам не нравятся, прогоните их. Запишите заранее, что Вы можете им сказать, когда они вновь придут. Например, что у Вас еще много дел, и на завтра у Вас планы (запишите какие). Вы можете планировать каждый свой день - куда Вам надо позвонить, во-сколько встать, что приготовить на завтрак, с кем встретиться и т.д. Когда к Вам снова придут Ваши «гости» - покажите им список – сколько у вас дел накопилось. НЕ позволяйте Вашим мыслям Вас пугать. Вам уже не 12 лет и Вы можете за себя постоять.
Позвольте несколько слов о Вашем личном выборе. Вы выбрали молодого человека, похожего на Вашего отца. Понятно, что такой типаж Вам более привычен. Но вы совершенно не обязаны никого спасать и никому помогать. Основная Ваша задача – быть счастливой. И Вы должны сделать для этого все возможное, даже если Вам придется пожертвовать отношениями.
Если ситуация в детстве связана с Вашим отцом (возможно был прецедент, когда Вы еще были совсем крохой, или в семье об этом говорили, или Вы слышали о самоубийстве от отца) , то вступая в отношения с молодым человеком с «таки же диагнозом», Вы рискуете никогда не вырваться из замкнутого круга.
Я очень рекомендую Вам пройти курс психотерапии, чтобы разобраться в себе и выстроить счастливую жизнь.