Как справиться со страхом не сдать экзамены?

Вопрос психологу:
Что мне делать, если не могу справится со страхом не сдать экзамены, при этом день и ночь занимаюсь, стараюсь и даже не позволяю себе расслабиться? Страх того, что не смогу понравиться другим людям. Не умею себя контролировать внутри. При этом, стараюсь всем угодить. Боюсь перемен. Постоянное волнение внутри, тревожность. При чем уже даже не важно в чем это появляться, буквально во всех делах. Начиная от самых мелочей и до более крупных вещей и дел. Мне постоянно кажется, что все за что бы я не бралась, я не смогу. Нет уверенности. Смотрю посты в социальных сетях, и понимаю, что просто радуюсь за других. При этом, жалею самые мелкие мелочи: например, выпить клык утром-становятся для меня очень радостными событиями. По своей сути я очень радостный человек всегда была. Меня радуют мелочи, очень люблю обычную жизнь. Но учеба отравляет как будто обыкновенную мою сущность. Мне даётся, что я не способна сдать экзамены. Потому что очень высокие требования в моем вузе. Я не стабильна в своих эмоциях, чувство боязни, тревоги, беспокойств, панические атаки- все это вечно во мне. Если у обычно людей это временно, то у меня наоборот-временно чувство спокойствия, уверенности, любви к себе. Я верующий человек и мне стыдно, что я не могу справиться со своим перфекционизмом и синдромом отличницы. При этом, я зависима от эмоций и ситуаций других людей. То есть если другой переливает плохое- я беру это на себя, как будто переживаю вместо него. мне очень тяжело. Все что бы я не делала, не помогает справиться, это все временно.
Автор вопроса: Вика Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Путилова Марина Сергеевна.
Здравствуйте Вика! Рада вас приветствовать на нашем сайте! В своем вопросе вы озвучили очень много проблем, которые вас беспокоят и мешают радоваться жизни. Тревожность, боязнь перемен, боязнь ошибок, все это признаки заниженной самооценки. Для решения этого вопроса, нужно разобраться в первопричинах, - что способствовало развитию заниженной самооценки.( Это могут быть особенности воспитания, детские травмы, завышенные требования родителей учителей, травмирующие ситуации в настоящем и многое др) Найдя эти причины, можно понять как исправить ситуацию. Это все достаточно большая и сложная работа, которую невозможно провести в формате данного общения. Что вы можете сделать сейчас? Первое - это понять, что страх, волнение и переживание, это нормальные эмоции, которые переживают все люди. Бояться, и волноваться, в ситуациях, которые способствуют этому - НОРМАЛЬНО! Не боятся только дураки! Но, страх и волнения не должны мешать вашей жизни. Дальше, осознать факт, что сдача или не сдача экзамена - это не конец света! Поверьте, даже не сдав экзамен, ваша жизнь не закончится! В ней все будет также, вас не разлюбят друзья и близкие т.к. они вас любят просто так, а не за то, что вы много знаете или хорошо учитесь. Вы не станете плохой - вы же никого не обидели, не убили, не оскорбили. Вы не заболеете, ничего не изменится в вашей внешности - руки, ноги, голова - все останется с вами. Т.е. бояться нечего. Ваш мир не изменится. Идем дальше, в мире нет идеальных людей, они в сказках или на "небе" . Все мы обычные люди. Мы учимся, мы ошибаемся, что-то делаем хорошо, что-то плохо и это НОРМАЛЬНО. Сделал плохо, а хочешь хорошо? Исправь! У тебя все для этого есть - руки, ноги, голова, жизнь в конце концов. Сделал плохо - и для тебя это не важно, отпускаем ситуацию и идем дальше, помня, что человек не может делать ВСЕ хорошо! И , очень важно, перед экзаменами не нужно заниматься день и ночь! Осваивайте основы тайм-менеджмента - распределяйте грамотно время. Распределите весь объем изучаемого материала равномерно по дням и по объему. Готовьтесь заранее. Прямо в планере или ежедневнике запишите себе план по дням - выученное и выполненное отмечайте галочками. Это очень наглядно - видно объем выполненных работ, и, повышается мотивация и самооценка, вы видите НАГЛЯДНО какая вы молодец! В своем планировании ОБЯЗАТЕЛЬНО время на отдых и полностью выходной день. Поверьте один полноценный день отдыха, даст вам возможность запомнить в 10 раз больше, чем неделя непрерывной учебы! И, в заключении, хочется сказать, в работе над собой, никогда не бывает быстрых результатов, поэтому многие сдаются в самом начале пути. Главное- это ежедневная работа над собой, своими мыслями и, повторюсь, дайте себе время. И позвольте себе быть просто самой собой, такой какая вы есть, со своими несовершенствами, ошибками, промахами - это все тоже вы, и близкие люди принимают и любят вас именно ТАКОЙ, а не той идеальной которую вы нарисовали себе в голове! Удачи вам во всем!