Страхи и накрутка себя. Так влияет безделье?!

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня есть давняя проблема, которая мешает мне жить. Все началось со школы, стала замечать, что когда наступают большое каникулы, и я ничем не занимаюсь, но начинаю загоняться, в голову лезут какие-то накрутки. Как пример, когда я училась ещё в младшей школе, наступили летние каникулы, я сидела дома и изредка выбиралась гулять. Тогда я вдруг почему-то начала загоняться и волноваться о своей маме (каждую секунду боялась, что вот вот она умрет, что-то с ней случится) и буквально доставала ее до такой степени, что она не могла выйти из дома. Я каждую секунду панически боялась. Потом это само собой прошло. Уже в старшей школе я заметила, что когда начинаются каникулы, или же я больше месяца сижу без дела, у меня начинаются дикие загоны разного характера.
После я училась в институте, загоны иногда настигали меня в каникулы или отпуске, после сами собой проходили. И вот на данный момент я работаю в офисе. Семь месяцев назад, в конце лета (почти все лето я провела дома) я вдруг стала загоняться, люблю ли я своего молодого человека. Он тогда уезжал на все лето, мы общались каждый день и я безумно скучала и ждала его. И вот перед его приездом на тебе, стала загоняться, действительно ли я его люблю. Я тогда испугалась, истерика каждый день, так как очень хотела быть с ним и понимала это. Хотела быть с ним без этих глупых мыслей. И вот в таких сомнениях я прожила полгода. Если описывать мои чувства в эти полгода, то это: во-первых тяжелый груз нерешённого вопроса, во-вторых вечные вопросы самой себе, ведь я вроде понимала, что люблю я его очень, хочу быть только с ним, но без этих мыслей. Тогда у нас начался период ссор, и он как-то в порыве злости бросил меня. Но мы помирились уже через день, и этот день был для меня мучительный, я очень хотела, чтобы у нас все было хорошо. Мы помирились, накрутки продолжались, но я вроде как научилась с ними жить, хоть было невероятно больно. Я будто привыкла. И в какой-то момент я заметила, что живу спокойно, и нет никаких накруток! Счастье, и тогда я действительно наслаждалась жизнью, и у меня снова появились силы жить, я понимала, как я его люблю, и думала, эти глупые сомнения, пройденный этап. В таком счастье я прожила примерно 2 месяца, и вот недавно, когда начался карантин, я естественно сижу дома. С парнем мы живём не вместе, но видимся каждый день, ссор нет, все хорошо. И тут неделю назад ко мне вернулись старые чувства (те самые сомнения) Сначала я была в таком подавленном состоянии, после я поняла, что у меня уже были эти сомнения, и чувства точь-в-точь. Я понимаю, ну вот, люблю я его, и была у меня уже такая ерунда. Молилась каждый день, чтобы снова все прошло, только боже, на этот раз быстрее, так как я понимаю, что безумно хочу быть с ним, но без этих мыслей. Обожаю проводить с ним время, но сейчас снова все как в тумане, я снова подавлена, не хочется ничего. Хочется чтобы это прошло. Я точно знаю, что эти накрутки бред, так как пониманию, что люблю его, но все равно они есть. «А вдруг, а вдруг» Он знает о моих накрутках, всячески помогает мне отвлечься, говорит, что мы справимся.
Очень прошу вас помочь разобраться в этом, почему эти мысли присутствуют, почему они появляются в периоды безделья, почему я не могу просто выбросить их из головы, ведь понимаю, что люблю его.
Автор вопроса: Катерина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Немченко Светлана Александровна.
Здравствуйте! Благодарю вас за очень интересный запрос, состояние с которым очень часто сталкиваются люди. Очень часто навязчивые мысли посещают человека, когда он одинок и ему кажется, что он «никому не нужен» и когда ему нечем заняться. Вы абсолютно правильно определили ситуационную причину, по которой эти мысли у вас возникают. Невроз от такого состояния может окончательно исчезнуть, если вы станете больше общаться, найдёте интересное хобби, увлечение. Самое главное, что ваш близкий человек вас поддерживает и относится с пониманием к этой ситуации. Если Вы не можете общаться с другими людьми, так как те кто рядом неинтересны Вам или физически это невозможно, тогда для начала зарегистрируйтесь на форумах или тематических ресурсах, а также завидите себе близких по духу друзей в социальных сетях, найдите на форумах людей с похожими проблемами, их поддержка и способы, которыми они справляются с подобной проблемой могут быть очень полезны и ценны, общайтесь со старыми знакомыми дистанционно, по телефону, а если есть возможность, то личное общение лучше всего, т к социальная поддержка важный элемент в терапии любых состояний. Нужно понимать, что все навязчивые мысли – это временное явление и их можно остановить и свести на ноль. Не борясь с мыслями нужно научиться жить и с ними, и без них. Не нужно их бояться, ну есть эти назойливые мысли – ну и пусть, нет их – еще лучше. Поменяв отношение к навязчивому внутреннему диалогу Вы лишите его значимости и сведете на ноль все усилия навязчивых мыслей вывести Вас из себя. Охваченные тревожными или навязчивыми мыслями люди сливаются со своими пугающими мыслями, эти мысли крутятся не только в голове - они буквально переполняют человека. Есть серия упражнений, направленных на рассоединение с неприятными мыслями, или дистанцирование от них путём наблюдения и называния, которые способны уменьшить беспокойство и помочь дистанцироваться от своих пугающих мыслей. Например, упражнение «Бегущая строка»: 1.Удобно сядьте или лягте в тихом месте, где вас никто не потревожит.
2. Закройте глаза и расслабьтесь, дышите медленно и глубоко.
3. Представьте себе, что ваше сознание – это телевизионный экран, на котором вы видите и слышите все, что происходит. Так как сейчас ваши глаза закрыты и вы находитесь в тихом месте, звук отсутствует, экран пуст.
4. Визуализируйте свои мысли как бегущую строку в нижней части экрана. Все, что вы думаете, превращается в напечатанные слова, бегущие справа налево со скоростью, достаточной для того, чтобы вы могли их прочитать, а затем исчезающие.
5. Просто лежите, смотрите на «экран» и читайте свои мысли, видя их как новостные сообщения, появляющиеся случайным образом.
6. Если ваши мысли проносятся слишком быстро и вы не успеваете оформить их в связные предложения, прибегните к скорописи – фиксируйте отдельные слова или фразы.
7. Бегущая строка может остановиться, выключиться или повторять одну и ту же мысль снова и снова. Это нормально. Пусть вас это не беспокоит. Просто наберитесь терпения, подождите и посмотрите, что произойдет.
8. В течение примерно пяти минут следите за бегущей строкой своих мыслей, пока не увидите, как они цепляются друг за друга, одна мысль тянет за собой следующую и так далее.
Вы заметите, что мысли никогда не прекращаются! Даже если вы думаете: «Я ни о чем не думаю» или «Может быть, я делаю это неправильно» – это мысли. Опыт наблюдения за вашими мыслями как за напечатанными словами внизу экрана поможет вам увидеть их более четко, замедлить их и дистанцироваться от них. Это важнейший опыт, позволяющий управлять мыслями, а не сливаться с ними.
Упражнение «Белая комната». Некоторые люди воспринимают свои мысли не как слова, а как яркие ментальные образы. Если у вас возникнут проблемы с просмотром ваших мыслей в форме бегущей строки, вам может больше понравиться это упражнение. Оно позволяет заметить, какие визуальные образы присутствуют в ваших пугающих мыслях, а затем обозначить их словами. Основная идея проста: увидеть мысль, обозначить ее словом и отпустить.
1. Удобно сядьте или лягте в тихом месте, где вас никто не потревожит в течение нескольких минут. Немного расслабьтесь, сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов.
2. Представьте, что вы находитесь в белой комнате, абсолютно пустой, без мебели и декоративных элементов. Вы можете поместить себя в одном из углов, у стены, под потолком или на полу – там, где вам удобно.
3. Визуализируйте два открытых дверных проема справа и слева. Двери открыты, за ними темнота. Вы не видите, что находится по другую сторону дверей.
4. Представьте, что ваши мысли входят в белую комнату через левую дверь, проходят перед вами и выходят в правую дверь. Мысли могут принимать разные формы: слова, цвета, звуки, образы. Вы можете представлять свои мысли в виде животных, людей или вещей. Можете увидеть брутального громилу, нервного кролика, оранжевую пирамиду или неясных очертаний облако, проплывающее мимо.
5. Некоторые мысли могут двигаться медленнее других, стремиться задержаться. Просто позвольте им выйти за дверь. Они могут появиться снова, но не позволяйте им задерживаться в комнате, выпускайте их в дверь. Не беспокойтесь, если одни те же мысли будут появляться снова и снова.
6. По мере появления мысли маркируйте ее: «Это тревожная мысль», или: «Это мысль из серии „А что, если?“», или: « Это мысль о катастрофе». По мере того как мысли проходят, проползают, проплывают или тянутся через комнату, определите характер каждой из них. Не анализируйте свои мысли подробно, просто придумайте краткое описание.
7. Выполняйте упражнение в течение 5–10 минут. Затем вспомните о своем действительном местонахождении и откройте глаза.
Также, как только чувствуете, что у вас нарастает тревога, появляются навязчивые мысли - начните двигаться. Движение помогает убрать мыслительный процесс.
Любая активность: уборка дома, прогулка, зарядка, бег, тренажерка, танцы, фитнес - все эти нехитрые способы переключения внимания с головы на ваше тело, поможет справится с мыслительной жвачкой. Очень рекомендую йогу т к она сочетает в себе и двигательную активность, и дыхательные техники, и релаксацию, развивает гибкость, не только тела, но и психологическую гибкость, и очень хорошо помогает справится с тревожными состояниями, как дополнительный метод в сочетании с психотерапевтическими практиками.
Конечно, причины формирования этих состояний не только ситуационные, но и как правило, более глубинные, возникающие в детском возрасте из-за неудовлетворения базовых эмоциональных потребностей, выявить их и повлиять на них в формате консультаций на форуме практически невозможно, и если вы хотите более глубинно изучить эту проблему, то желательно пройти курс психотерапии. Могу порекомендовать Схематерапию, она не очень длительная, но при этом очень эффективная для выявления детских дисфункциональных схем и режимов, которые и являются причиной запуска разнообразных состояний (расстройств настроение, поведения и т д) во взрослом возрасте.
Итак, 1. Больше поддержки, общения, разнообразнее досуг.
2. Упражнения на расслабление, рассоединение с мыслями, дистанцирование от мыслей.
3. Физическая активность. Нормализация режима сна, распорядок дня - как общие рекомендации.
4. При необходимости более глубокого изучения причин вашего состояния, способов совладения и реагирования, защитных механизмов, копинг-стратегий, дисфункциональных когнитивных схем, глубинных убеждений, с целью их изменений - курс психотерапии, психотерапевтическая группа. Спасибо за доверие! Всего хорошего!