Панические атаки после смерти родителей.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. У меня случилось горе. В декабре умер отец, а недавно, от инфаркта скончалась в больнице мама. Я проживала вместе с ней. Умирала она очень тяжело. Для меня до сих пор это очень больно. Сейчас я осталась в квартире одна. У меня никого нет. Позвонить есть кому, но я привыкла, что рядом со мной есть дорогой человек и теперь такая пустота невыносимая. После похорон у меня неприятное состояние - паника. Она начинается под вечер и выражается в том, что вверх по рукам поднимается напряжение и в области груди. И нечем дышать. Состояние такое - будто задыхаешься. Мне страшно одной в квартире. Ко мне никто не может приехать, все на дачах. Карантин. Мне одной тяжело и работа только на компьютере. Нет социальных контактов, таких, очных. Как вечер наступает, это состояние паники меня просто изводит. Может оно связано с тем, что огромный страх за себя, кто теперь несет за меня ответственность, кто мне поможет, если со мной что-то случится? Даже обратиться не к кому. Дико давят стены. Очень сильное чувство страха. Не знаю, как с этим справиться. Я понимаю,что нужно постепенно приходить в себя и возможно как-то на что-то отвлекаться, но мне ничего не хочется, даже жить. Противно просыпаться по утрам. Противно что-либо делать. Была сильнейшая привычка по вечерам с мамой общаться, обсуждать, как прошел день, что было хорошего, интересного. Не могу сказать, что у меня был с ней какой-то сильный симбиоз. Я жила своей жизнью, своими интересами. Но, вот сейчас ее не стало и меня просто замучила эта паника, это состояние страха за себя. Прошу помощи, подсказки, что мне сейчас делать, как мне адаптироваться?
Автор вопроса: Марина Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Мололкина Светлана Владимировна.
Здравствуйте Марина. Сочувствую Вам. Пока живы наши родители, мы остаемся детьми, не смотря на возраст. Судя по вашему письму, нужно рассмотреть две проблемы - переживание потери родителей (пройти все этапы горевания) и работа с паническими атаками. Понимаю Ваше состояние, пока карантин - действительно еще тяжелее и меньше возможностей для общения, отвлечься. В такой ситуации нужно использовать все, что можно. Сейчас на психологических сайтах много групп поддержки онлайн по скайпу - групповая работа дешевле - можно найти в пределах 1-2 тыс. еженедельно. Это поможет прожить эмоции в кругу людей с аналогичной проблемой. Либо индивидуально онлайн с психологом. Если финансовой возможности нет, то я рекомендую начать с ежедневных (вечерних, т.к. сформирована привычка общения с мамой по вечерам) писем маме, о том, как прошел день, про свои чувства и тоску по ней. Заканчивать письмо обязательно какой-либо семейной историей, с которой связаны приятные, теплые воспоминания - т.е. заканчивать письмо на позитивной ноте, как будто мама в отъезде. Через 40 дней (при условии, что писать Вы будете ежедневно) станет легче, Вы сможете отпустить маму без надрыва, оставив себе теплые воспоминания о ней - проверено-работает! Что делать далее с письмами, напишите мне через 40 дней - отработаем (данные есть в профиле).
По поводу панических атак - да, это очень неприятно и страшно, кажется что сходишь с ума или умираешь. Но поверьте, никто от ПА не попал в психушку и не умер. Поэтому каждый день мысленно говорите себе - раз у меня получается вызывать этот приступ паники, значит я могу и справляться с ним, убирать его самостоятельно. Это действительно так, нужно только постараться. С учетом того, что в квартире Вы находитесь одна, можно выбрать один из двух вариантов купирования ПА (попробуйте, какой Вам больше подойдет):
1. В тот момент, когда начинается сердцебиение, первые признаки начала ПА (они иногда отличаются), постарайтесь сесть и и почувствовать что ступни упираются в твердый пол, затем сконцентрируйтесь на своих ощущениях (ведь Вы уже знаете, что будет дальше -тяжесть, нехватка воздуха) и в этот момент представьте, что вы спрыгиваете вниз на дно колодца (неглубокого, метра 2) и когда Вы мысленно чувствуете под ногами дно, представьте, что в момент когда ПА Вас полностью охватывает, Вы со дна колодца, как на батуте, взлетаете обратно вверх (при этом основное внимание направьте на дыхание - прыгаете вниз на счет вдох (раз, два, три, четыре) - и выныриваете так же медленно выдох (раз, два, три, четыре).
2. Вариант: когда Вы чувствуете приближение ПА, переводите свое внимание на любой предмет в квартире - например, шторы и вспоминайте, когда и при каких обстоятельствах они были куплены и т.д. Т.е. максимально отвлекаетесь на конкретное дело, а не на свои ощущения - можно начать пересчитывать предметы, рассматривать картину на стене в мельчайших подробностях, думая почему художник выбрал именно эти краски и т.д.
Потренируйтесь несколько раз в то время, когда Вы спокойны и нет ПА, что бы отработать навык. Я уверена, с помощью упражнений Вы сумеете стабилизировать свое состояние.
Всего Вам хорошего, Марина.