Как избавиться от тревог и панических атак?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Полтора года назад у меня стали сложные отношения с родителями, я очень переживала и до сих пор не могу до конца отпустить эти ситуации. Позже с переездом стало легче. Но 8 месяцев назад в магазине мне резко стало плохо, закружилась голова и ощущалось предобморочное состояние. Я очень испугалась, но когда это появилось впервые, подумала что пройдёт само. В дальнейшем через месяц повторилось снова. Тогда я обратилась к терапевту, прошла обследование, анализы. Всё было в порядке. Всё списали на ОРВ и грипп. В дальнейшем похожие приступы меня стали беспокоить раз в неделю. Я перестала ходить в магазин и вообще куда либо в гости. Пила валерианку и успокоительные травы. Затем дошло до пика. Каждый день я вставала с этим ощущением дискомфорта и страха. Я снова пошла к врачу, сдала все анализы и снова всё в порядке. Врач сказал, что это всё от стресса и выписал neurеxan. Вроде бы они помогают, я их пью уже как 2 месяца по 1-3 таблетки в день. Но эти жуткие наплывы до конца не оставили меня, так как у меня еще и сбой в менструации пошёл, обратилась к гинекологу и врач выписала урожестан. Пью 4 день. Меня беспокоит то, что я не могу вернуться к обычной жизни, тревога и страх меня не оставляют. К тому же головокружение и трудное восприятие реальности, мало энергии. Плохой аппетит, от этого снижение веса на 10 кг за 2 месяца. Пропал интерес, радость жизни. Я пытаюсь всеми силами себя настроить и радоваться, но это состояние сонливости как будто во сне, меня пугает. И понимаю что мне необходима помощь. И хотела узнать на счет lasea и vitango, какие лучше, чтоб помочь восстановиться? Спасибо.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Журавель Ольга Николаевна.
Добрый день, Ольга!
Первое, что хочу сказать, прочтя название вашего вопроса «Как избавиться от тревог и панических атак?», я оказалась совсем не готова к вашему основному вопросу «И хотела узнать на счет lasea и vitango, какие лучше, чтоб помочь восстановиться?». Он меня изумил. И это совсем не от того, что что-то не так с вами или вашими вопросами. Нет! Ни в коем случае! Это было про меня. Это яркий пример того, когда ты уже настолько свыкся с каким-то имеющимся у тебя знанием, что тебе кажется, что об этом знают абсолютно все вокруг :) Но конечно же это не так и никогда не сможет быть так :). Но мне очень захотелось, чтобы знающих людей прибавилось, поэтому я решила ответить на ваш вопрос и поделиться с вами имеющимися знаниями. Как распорядиться этой информацией – решать вам и только вам. У меня абсолютно нет намерения навязать что-либо или запугать кого бы то ни было! Я просто делюсь.
1. Ни один психолог не имеет права рекомендовать или выписывать какие бы то ни было лекарственные препараты, настойки из трав или даже фиточаи. Это правило у которого на самом деле есть очень весомые причины.
Во-первых, в обучении у психологов или психотерапевтов (без полного медицинского образования) обычно нет курса фармакологии и/или фармакотерапии, а если и есть, то он весьма поверхностный и не дает никакого права рекомендовать что-либо клиентам, даже валериану! Такое право есть только у врачей.
Во-вторых, не зря при любой рекламе любого аптечного средства всегда фигурирует фраза «Самолечение может навредить вашему здоровью». Это на самом деле так. Очень даже может, причем даже какой-нибудь самый, на первый взгляд, безобидный растительный препарат. Человеческий организм устроен невероятно сложно, а какие-то уникальные особенности и отличия, на самом деле, встречаются чаще, чем мы предполагаем. Хочу поделиться вот каким реальным случаем из моей жизни.
Пару месяцев назад, в психиатрической клинике где я работаю, после 10 лет ремиссии, к нам в отделение поступила пациентка с сильной тревожно-панической симптоматикой и частыми паническими атаками в том числе. В анамнезе, основным ее диагнозом было депрессивное расстройство. Она регулярно принимала «сезонную» поддерживающую терапию и на протяжении всех лет была полноценным членом общества. Вышла замуж, родила ребенка, устроилась на хорошую работу, завела друзей, в общем все у нее было хорошо. В процессе психотерапевтической работы, пытаясь найти факторы, запустившие болезнь после столь длительной ремиссии, выяснилось, что все в ее жизни шло гладко и стабильно, ничего нового уже давно не происходило. Но где-то за месяц до явления симптомов, она начала принимать какой-то препарат для похудения (выпускаемые нашей витаминной фабрикой и довольно широко рекламируемый, название, честно, не помню). Начала она их принимать сама, т.к. увидела результат на свекрови.
Узнав о приеме препарата и изучив состав, ее лечащий врач сообщил, что именно один из его компонентов и запустил биохимические изменения в организме приведшие к столь плачевным последствиям. Как оказалось, этой пациентке, с особенностями ее организма (а также и другим подобным ей людям), этот препарат категорически противопоказан. Хотя для большинства людей он является абсолютно безобидным. (Кстати, благодаря найденной причине, врач изменил лечение заменив несколько препаратов, которые обычно являются очень эффективными при таких расстройствах, но в данном случае только усиливали запущенный «витаминками» процесс.)
После этого случая, практически затертая до дыр фраза - «Самолечение может навредить вашему здоровью» заиграла для меня новыми красками.
2. В случае тревог и панических атак, если у человека нет соматических нарушений, что в вашем случае подтвердили врачи, препараты способны только временно убрать или снизить СИМПТОМЫ. На саму же проблему, которая является причиной этих самых симптомов, они никак не влияют. Это как лечить сосудосуживающими каплями насморк, продолжая ходить по улице в летнем платье и босоножках, не обращая внимания, что уже давно наступила осень с холодными дождями и ледяными ветрами. Препараты – это временное решение, исключительно для облегчения симптомов. Но если не работать над причиной – симптомы, сами по себе вряд ли куда-то денутся. Скорее они будут усиливаться и нарастать, а организм, в свою очередь, будет привыкать к препаратам, вы будете искать новые более эффективные средства снятия симптомов (что, похоже уже и происходит) и так по нарастающей спирали. Не подумайте, что я вас запугиваю, ни в коем случае. Повторюсь – я просто делюсь имеющимися знаниями и информацией. Так вот, довольно много людей, привыкших снимать симптомы страхов, тревог, паники и других неприятных состояний только препаратами, в попытках найти все более и более эффективные средства не редко доходят до крайностей – наркомании и алкоголизма.
Обычно к этому приходят люди, не жалеющие брать ответственность за себя и свои состояния в свои руки, или же не замечающие (не хотящие замечать), что что-то идет не так. Одни надеются, что кто-то решит их проблемы за них, другие настолько заняты различными вопросами и делами, что у них паталогически не хватает времени на себя. Объединяет их то, что и те, и другие верят в «волшебную палочку», в силу «волшебной» пилюли способной легко и просто решить их эмоциональные проблемы. Но это иллюзия, таких средств на данный момент не существует. В погоне за волшебным средством, не желая напрягаться и работать над собой, ведь это на самом деле не просто и требует времени и сил, такие люди сами загоняют себя в угол. От всего сердца надеюсь, что вы не из их числа и это не ваш путь.
3. Когда причина тревог и панических атак психологическая (как в вашем случае: вы писали о ситуации с родителями, которую до сих пор не можете отпустить), то и решить эту проблему можно и нужно с помощью психолога или психотерапевта. Причем желательно не просто убрать симптомы, научится их «выключать» при первом намеке на возникновение, управлять и регулировать своими состояниями (в среднем этот этап занимает до 20 встреч), но и найти причину их появления и проработать ее, залечить рану, чтобы она не болела при любом прикосновении (тут уже речь идет о работе длительностью от 2х лет и дольше – даже в краткосрочных психотерапевтических методах). Фармакотерапия в этом случае является сопутствующей, смягчающей симптомы, терапией, на короткий промежуток времени.
4. В интернете довольно много толковых статей хороших психологов о природе, причинах и последствиях (писать об этом тут не вижу смысла, дабы не нагнетать :)) тревожных и панических расстройств. Рекомендую вам поискать и ознакомиться. А если не найдете ничего толкового, можете написать мне, я вышлю вам свою подборку.
Я вообще открыта контакту, так что, если появятся вопросы или желание что-то обсудить – пишите.
Искренне желаю вам, как можно скорей обрести спокойствие и вернуться в привычный жизненный ритм.
С уважением, Ольга Журавель