Подвернула ногу на ровном месте. Чувство беспомощности и страха.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, в понедельник я на ровном месте подвернула ногу. Я точно не помню, на ровном месте или я оступилась. Просто мне очень стало страшно после этого момента. Всё так быстро произошло, я не успела понять ничего. Шоковое состояние было. Как будто бы земля ушла из под ног, и я на мгновение перестала чувствовать свои ноги. Это ужасное чувство беспомощности и страха до сих пор не отпускает меня. Постоянно крутится в голове это событие. Как мне показалось моя правая нога, или колено сместилось в левую сторону, я ухватилась за стол, и присела от шока, я пыталась подняться изо всех сил но не получалось, моя нога жила своей жизнью, и так два раза она туда сюда сгибалась, и потом резко встала на место. В этот момент вся жизнь пронеслась у меня перед глазами. И я встала как выкопанная после этого, и боялась пошевелиться. Думала, что если я сделаю хоть один шаг, моя нога сломается, или повториться весь этот ужас снова. Потом спустя какое-то время я села, но чувствовала себя плохо. Это было всё с утра, ближе к обеду я пришла в себя, и меня муж отвёз в травмпункт, где мне не понравилось качество обслуживания. Я всё рассказала, как всё было, он осмотрел мою ногу, ничего не болело. Отправил на рентген, стол для рентгена такой высокий я еле-еле на него взгромоздилась, и опять моя нога повела себя как в от раз, я перестала чувствовать свою ногу, и в области колена какие-то сдвиги произошли небольшие. Я опять перепугались, но ничего об этом не стала говорить врачу. Рентген никаких переломов, сдвигов в коленной чашечке, не показал. Врач сказал ничего страшного, выписал мазь, таблетки, сказал что делать, и я ушла, но осадок какой-то недосказанности с его стороны остался. Может это всё мои страхи. Теперь спустя два дня я боюсь, выходить на улицу, и боюсь не туда если поставлю ногу, опять весь этот ужас повториться. Что мне делать? Как убрать этот страх? Постоянно крутится в голове, это событие. Как быть?
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.
Здравствуйте !
Дорогая Татьяна, я Вам сочувствую, но считаю, судя по письму, что нет серьезных угроз жизни и здоровью в Вашей случившейся травме.
Прекрасно понимаю, что Вы пережили шок. Явление совершенно достоверное, наряду с неожиданным событием повреждения ноги. Это состояние (от состояния шока до состояния принятия) нужно прожить, примерно так неделю, в зависимости от восприятия Вами окружающей действительности, судя по акцентуации характера или типа Вашего темперамента. Как Вы относитесь к другим, не всегда желанным и отрицательным для Вас случаям? Триггером для таких страхов может послужить серьезное переутомление или ожидание важного события. Нельзя забывать и о том, что подобное состояние возникает, в том числе, и вследствие различных психологических травм. Вовсе не обязательно, чтобы травмирующее событие произошло недавно — психика не всегда «оперативно» реагирует на случившееся, так что паническая атака может быть результатом какой-то тяжелой и не проработанной детской травмы, или, возможно юношеской травмы.
«Самое главное при страхе ( тревоге) – отвлечься от испытываемого чувства ужаса. И в этом случае все средства хороши, которые могут Вас отвлечь. Любое из этих действий требует концентрации внимания, следовательно, ослабляет страх.
Считаю важным, если есть такая возможность, осмотреться ещё у одного врача, возможно удастся узнать лучше о травме и последствиях , что может Вас успокоить. Ваша неопределенность(недосказанность) и неуверенность в диагнозе, Вас несомненно настораживает. Ведь если знаешь причину страхов, то страх исчезает.
И наконец - шагайте в мыслях, при этом ногу ставьте аккуратно, не торопясь ( ну и повторится этот ужас, ну и что) , навстречу Вашему страху.
Помимо того, что нужно придумать занятие для мозга, неплохо и весь остальной организм (все прочие чувства) занять чем-нибудь. Психологи советуют массировать мочки ушей, сжимать и разжимать ладони – это даст работу мышцам и поможет вновь «ощутить свое» тело, для того чтобы задействовать вкусовые рецепторы можно положить в рот леденец, для тактильных ощущений – перебирать четки.
Отдельно нужно сказать о пользе дыхания. Страх или паника вызывает учащенное сердцебиение, что создает дополнительно ещё страх и дискомфорт. Один из самых простых способов помочь себе в сложившейся ситуации – нормализовать дыхание. При первых приступах паники начинайте дышать по тактам: четыре на вдох, четыре – на задержку дыхания и четыре - на выдох.
Если у Вас все таки будет другой способ лечения и достоверность в диагнозе , а страх продолжается - необходимо понимать, что приступы паники – это лишь верхушка айсберга, глубинные причины тревоги заключаются в наличии ошибочных, иррациональных мыслей, страхов и стереотипов. Более глубокая цель лечения – найти эти ошибки мышления, разобрать и исправить.
Доброго Вам здоровья!
С уважением Мария.