Панический страх тошноты и рвоты.

Вопрос психологу:
Страх тошноты преследует меня очень давно. Каждый раз, когда я ощущаю тошноту, я испытываю сильнейшую тревогу ( 10 из 10) . Раньше я боялась тошноты только когда я действительно это ощущала. Теперь же я боюсь даже того, что это со мной случится. Боюсь есть в незнакомых местах, есть непривычную еду. Также мне стало страшно проводить время вне дома ( вдруг тошнота настигнет в привычном месте?). Недавно я смогла выяснить корень проблемы: когда мне было 4 года я пережила очень сильное пищевое отравление. Ну, пережила и забыла. Примерно через неделю родители уложили меня спать и ушли в гости ненадолго. И тут я почувствовала дискомфорт в желудке- это была просто икота. Но меня охватил жуткий ужас. Вдруг мне станет плохо? А родителей рядом нет, если мне станет плохо, никто не придет на помощь. И теперь, я поняла что боюсь непосредственно того, что мне будет плохо, я умру и никто не поможет. Я надеялась, что осознание причины избавит меня от страха, но нет. Теперь я боюсь еще и плохого самочувствия. Также лёгкая тревога присутствует почти всегда вне зависимости от того что я делаю ( нет ее только в привычной обстановке: дома, под одеялом). Я пыталась самостоятельно решить эту проблему , начала изучать психологию. Пробовала релаксацию, продумывала катастрофический сценарий, также пробовала метод когнитивной реструктуризации. Мне ничего не помогло. Я хочу решить этот страх, ведь мешает мне жить. Я боюсь путешествовать, жить одна, проводить время вне дома. Так что я хотела бы узнать: что я могу сделать, чтобы избавиться от своей фобии окончательно?
Добавлю также: с родителями отношения у меня хорошие, но с ними я свой страх не обсуждаю. Мне стыдно признаться в этом. У нас в семье в целом не принято выражать эмоции.
Автор вопроса: Лена Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Рахматуллина Алина Маратовна.
Здравствуйте. Вы пишете, что пробовали различные методы когнитивной терапии. Довелось ли использовать вам метод «парадоксальной интенции»? Этот метод был создан Виктором Франком в логотерапии и используется в при возникновении фобии, которые вы здесь описываете: некий симптом (в вашем случае чувство тошнота), который у вас однажды в детстве возник и вызвало у вас чувство страха и дискомфорта, что тошнота вновь повторится.
И из-за того, что страх достаточно сильной интенсивности, симптом (тошнота) рано или поздно возникает снова, а когда нет чувства тошноты, то любое другое недомогание его «заменяет».
В итоге создается «порочный круг»: фобия - страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова и закрепляет уже имеющиеся опасения и они с каждым таким разом становятся все крепче. И на свой страх вы реагируете «бегством» от действительности и жизни, оставаясь только в безопасном для вас месте, дома, где вы сможете спокойно реагировать на различные возможные случаи.
Как работает «метод парадоксальной интенции»: необходимо разорвать тот самый порочный круг. Лучший способ, который предлагает Франкл - это научиться самоотстраняться. То есть занять дистанцию по отношению к чему-либо: к вашему состоянию, к вашим симптомам. Самый доступный и известный всем способ самоотстранения - это Юмор. Когда мы шутим над острыми темами, накал снижается и проблема кажется не такой нерешаемой.
Так вот парадоксальная интенция построена на том, чтобы вы захотели осуществить то, чего вы так боитесь. И желательно в очень юмористической форме, например, если вы смотрели такой фильм 90-х годов, называется «Трудный ребенок», там главный герои подшутил над своими обидчиками в парке развлечений, увеличив скорость на карусели и всех начало тошнить невероятным фонтаном, звучит конечно так себе, но насколько это веселило детей, смотрящих этот фильм, иногда было не передать словами. Да, возможно вы предположите, что метод не работает, но его нужно попробовать применить. Представьте себе, что вы выйдете на улицу и у вас откроется такая же фонтанирующая рвота, вы зальете ею всю улицу и весь город, не иначе. И пофантазируйте, что это ваша цель на эту неделю.
Потому что чувство страха - это биологическая реакция, позволяющая избегать тех ситуаций, которые страху кажутся опасными, даже если они таковыми не являются. Если вы нарочно будете сами искать эти «опасные» ситуации для себя, не обращая внимания на страх, то он перестанет работать, потому что в нем отпадет смысл. Этот метод работает даже в таких хронических, достаточно длительных фобиях, как ваша, которая уже преобразуется в нечто невротическое. Изучите подробнее эту тему, работы Виктора Франка, а в особенности данный метод «парадоксальной интенции».
Желаю вам смелости и силы самоотстраниться. Если возникнут вопросы, я готова на них ответить.