Как перестать бояться всего?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня целый ряд проблем в жизни. Конечно, не больше, чем у других, но всё равно имеются и волнуют. У меня подозрение, что что-то в детстве пошло не так и это связано со страхами.
В детстве пугалась всего.
Однажды, когда мне было 5-8 лет (не помню, сколько было) по телевизору показали сюжет, рассказывающий, что средь бела дня устроили поножовщину. И под впечатлением я начала бояться каждого прохожего, подскакивать и дёргаться, когда мужчины на улице проходят близко. Мама спросила, почему я так реагирую тогда. Я рассказала, что боюсь, что на нас кто-нибудь нападёт. Мама меня успокоила.
Затем, где-то через месяц я увидела по телевизору сюжет про террористов в метро. И начала бояться до жути, что ночью на наш дом нападут террористы.
Такие страхи продолжались долгое время. Проходили старые - появлялись новые сей же день, когда переставала бояться старого.
Особенно боялась инопланетян, так как моя бабушка тогда любила смотреть всякие фильмы про НЛО.
Перечислять эти страхи, которые посещали меня с 5 вплоть до 17 (возраста, когда начались мои первые и нынешние серьёзные отношения) можно бесконечно. Это были и НЛО, и снежный человек, и домовой, и чупакабра, и землетрясение, и даже зеркало после прочтения баек про то, почему перед ним нельзя спать.
Помимо полного абсурда я боялась и вполне реальных вещей.
Например, собак, сырого мяса, автокатастрофы, опасностей всяких. Но с оговоркой, что это очень утрированный до абсурда страх.
Сейчас как-то всё сгладилось. Голова забита другими заботами. Но изредка, где-то раз в месяц, у меня всплывают страхи ночью.
Основные страхи - это инопланетяне, злые духи и смерть во сне.
Я, правда, понимаю, что этого не существует, что это полный бред, абсурд и нелепица. Понимаю же, но с этим пониманием страх не исчезает! Сижу, понимаю, но боюсь, до жути прям. И ничего с этим сделать не могу, кроме как заснуть в страхе рано или поздно, когда отрубит.
Может быть, это просто от того, что нужно чем-то занимать свою жизнь еще больше, чтобы об этом не вспоминать?
Но, с другой стороны, натыкаюсь на это абсолютно внезапно. То есть, никогда не угадаю, когда начну бояться. Родные уже смирились с этим. Мама с папой когда была маленькая жутко злились на меня и ругали за то, что я впечатлительная и многого пугаюсь. В возрасте 5-11 лет выкручивали лампочки в комнате, чтобы не включала свет по ночам и справлялась со своими страхами. Это не помогло. Потом, где-то с 11 до 18 просто стыдили и говорили что мне должно быть стыдно и позорно бояться таких вещей в таком возрасте. Очень сильно ругали обижались за то, что я не могу преодолеть то, чего боюсь и веду себя как маленькая. Я их и правда этим очень сильно огорчала. Но все же они всегда желали мне лучшего и хотели, чтоб я чувствовала себя в защищенности дома.
А я чувствовала себя в опасности почти каждую ночь, в такой, будто моей жизни что-то угрожает, хотя ничего и не угрожало. И я понимала последнее. Только страх от этого никуда не девался.
Со временем родители смирились и стали реагировать более спокойно.
Молодой человек тоже об этом знает, и про страх инопланетян тоже. Поддерживает, даже какие-то милые видео находит, типа что даже если инопланетяне существуют, то они не враждебны или что-нибудь релаксирующее или научное про космос.
Но об этом заходила тема только раз, он как-то запомнил и без лишних слов что-то такое включает.
Но все же, я боюсь в основном темноты. Другие страхи будто сама себе нахожу. Причем, какие угодно и все подряд.
Как быть со своей впечатлительностью и перестать бояться всего?
Может, есть какие-нибудь упражнения?
Или лучше взглянуть страху в глаза и разбить эту стену побоявшись?
Но проблема в том, что у меня будто не фиксируется где-то глубоко внутри опыт того, что в темноте мне ничего не угрожает. Точнее, этот опыт случается, я его помню, но он не переходит в привычку ничего не бояться.
Автор вопроса: Яна Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.
Здравствуйте Яночка!
Понимаю, как Вам нелегко! Я могу Вас поддержать, описывая ситуации теоретически. Так сказать, психологическое просвещение. Но Вам желательно обратиться с специалисту. Чтобы Вам помочь ,необходима беседа с Вами. Самая очевидная причина страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу. Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, сюда можно отнести Вашу ситуацию (просмотр новостей по телевизору) и здесь акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также, не осталась без внимания в детском возрасте и является плодотворной почвой для страхов.
Вы совершенно правы, что доверяете родителям. И то, что изложено Выше, не повод для укора родителей. Они действительно хотели как лучше, и воспитывали так, как сами были воспитаны, как знали, как могли.
Вы сделали первый шаг - признали свои страхи и теперь Ваша задача преодолеть те, которые деструктивны и мешают нормальному образу жизни.
Страх в психологической науке рассматривается как одно из ее перспективных направлений — психологии эмоций. Страх относится к одной из основных эмоций. Данная эмоция возникает в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направлена на источник действительной или воображаемой ситуации.
В связи с тем, что Вы описываете свои страхи начиная с детского возраста, расскажу о психологическом развитии детей, связанные именно с этой эмоцией.
Детские страхи обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, однако, они могут сохраняться и длительное время. Такие страхи говорят о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтах в семье и являются признаком неблагополучия. По мнению психологов, большинство основных причин лежат в области семейных отношений, таких как отрицательное или требовательное отношение к ребенку, порождающее в нем тревогу и враждебность к миру. Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 7 лет. Именно на этом этапе повышается самостоятельность ребенка, интенсивно развивается мышление, воображение, а также повышается вероятность появления страхов. В этом возрасте дети остро ориентированы на взаимоотношения с родителем противоположного пола. Если такое общение конфликтно, то это приводит к возрастающей тревоге у ребенка, которая может перерасти в страхи: страх темноты, одиночества, замкнутого пространства. В связи с интенсивным развитием воображения и мышления проявляются страхи разных волшебных персонажей: домовые, бабайки и т. п. Эту детскую тревогу можно устранить путем совместных игр, проявления внимания. В этом возрасте ребенок стремится к самостоятельности и особенно нуждается в поддержке и заботе родителей. Страхи не возникают на пустом месте. Они обусловлены несколькими причинами: конкретный случай — случай, который когда-либо напугал ребенка (укус собаки). Но не у всех детей данный страх будет отчетливо проявляться. Все будет зависеть от особенностей характера ребенка. Такие страхи легче всего корректировать. Есть внушенные страхи — источниками данных страхов являются взрослые, которые непроизвольно слишком эмоционально предупреждают ребенка об опасности. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Детская фантазия — данный страх заключается в том, что ребенок сам придумывает себе предмет страха. Особенно это характерно для детей с развитым воображением. Реакция на такие фантазии у всех детей разная: одни могут сразу забыть, а у других это может надолго остаться в памяти и привести к непоправимым последствиям. внутрисемейные конфликты — ребенок чувствует себя виноватым в том или ином конфликте родителей. взаимоотношения со сверстниками — ребенок боится быть униженным в коллективе, где его не любят и не принимают. В большинстве случаях дети справляются со своими страхами, благодаря поддержке и помощи родителей. Но бывают такие группы детей, которым необходима специальная коррекционная работа для преодоления страхов.
К 5-ти – 6-ти годам дети начинают испытывать страх за последствия своих поступков, задают вопросы: «Что будет?». К этому возрасту дети начинают понимать сложность окружающего мира и осознавать свою беспомощность в нем. Формируются категории времени и пространства. Возникает страх смерти, дети могут задавать вопросы родителям: «А ты не состаришься?», «А я не умру?».
В 6-8 лет возникает страх своей и чужой смерти. Что тоже является нормативным в силу того, что дети переживают кризис 7-ми лет, и связан он с таким экзистенциальным переживанием конечности бытия. В 8-10 лет появляется страх сделать что-то не так, не соответствовать чему-то, быть не таким. Его действия оцениваются, и ребенок нуждается в одобрении. В подростковом возрасте появляются страхи, связанные со взаимоотношениями, что тоже понятно, «я хочу нравиться, хочу быть принятым, хочу любить, чтобы меня любили», т.е. это страхи, с которыми мы можем встречаться как с возрастными и нормативными.»
Все дети периодически испытывают страх, и это нормально. В возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого, непонятного и реализующегося через страх чего-либо или кого-либо. Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями детей и носят временный характер, если к ним правильно относиться.
Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Ведь страх от неизвестности. Причины могут крыться как в возрастных особенностях, когда Вы были ребёнком , так и в событиях, происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ранее и возможно сейчас.
Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:
Гиперопека либо наоборот, недостаток внимания родителей.
Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени.
Недостаток физической активности
Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
Агрессия матери по отношению к ребенку, нестабильная атмосфера в семье.
Только Яна, я ещё раз повторюсь - это не относится к Вам буквально. Это общая теория, ссылаясь на Ваше письмо. Для более глубоко анализа, необходима консультация.
Существует множество способов преодоления тревожности, страхов навязчивых состояний. Их можно применять как по отдельности, так и в совокупности, главное же условие – учитывать желания : например, если Вы не любите рисовать, выберите то, что Вам нравится.
Сказкотерапия
Чтение сказок помогает понять и разобраться в противоречивых чувствах. Сказки нужно подобрать в соответствии страхами. Переживая сюжет,понимая подтекст сказки, можно ощутить себя в единении с другими. Найти силы для смелости храбрости.
Игротерапия
В игре намного проще справиться с травмирующей ситуацией. Игры помогают избавиться от фобии. В Вашем возрасте театральные постановки.
Арттерапия
Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.
Несколько примеров упражнений: рисование страха – абстракция: на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение; рисование страха – материализация: страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
Можете вылепить свой страх из пластилина и можете придумать как с ним справиться. Может нарисовать свой страх и рассказать о нем. Затем листок можно сжечь, предварительно объяснив, что тем самым вы уничтожаете страх или можно сделать нарисованное чудовище смешным. Рисуя, рассказывая, вылепив свой страх, Вы даете выход своим чувствам и переживаниям, перестраиваете свои отношения в жизни и соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Песочная терапия
Я бы сказала, лучший метод коррекции страхов. Вы раскрываетесь и прорабатываете свои эмоции, в том числе и страхи. Игры в песочнице улучшают память, мелкую моторику, раскрепощают и снимают внутреннее напряжение. Это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение. Отыгрывая свои эмоции, человек каждый раз сам себя лечит.
Музыкальная терапия
Специально подобранные мелодии являются источником позитивных переживаний для людей. Можно включать классическую музыку, поскольку именно классика поможет устранить депрессию, убрать страхи и стрессы. Например, произведения Чайковского.
Глубокое дыхание - вдох с задержкой дыхания и выдох. Сосредоточитесь на чем либо перед сном. Например считайте. Есть люди, которые слушают, либо читают молитвы.
Яна, в добрый путь!
С уважением Мария.