Как избавиться от триггера по поводу войны, в которой участвовал отец?

Вопрос психологу:
Добрый день. Меня зовут Евгения, мне 21 год.
Мой отец в прошлом - военнослужащий, работал сначала в милиции, потом в ОМОНе. Три раза он был в командировках в горячих точках (Чечня). Насколько я знаю по рассказам отца и матери, одна из этих командировок в 1999 году была очень страшной, тяжелой, его ранили, потому что в тот момент шла вторая чеченская война. Из детства помню, как он привозил видео про войну со взрывами, стрельбой. Когда мне было примерно 7-8 лет, я нашла на компьютере видео с пытками российских солдат чеченскими силовиками (они пытали, а потом убивали на камеру таких же молодых солдат, каким был мой отец в то время).
После этой командировки (в 1999 году) у него диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство, он начал часто выпивать, ему было плевать на меня и мою мать, когда напивался, включал песни про войну в Чечне, кричал, плакал, вспоминая о военных действиях. Потом родители развелись, я практически перестала общаться с отцом. Надо еще сказать, что я не помню ни одного момента в жизни, чтобы я чувствовала к нему любовь. Я его боялась, не знала, как и о чем с ним поговорить.
Примерно в 17 лет меня впервые "накрыло" после мимолетного упоминания Чечни. Несколько дней я ходила будто в трансе, думала только о войне, военных действиях, о том, какой ужас пережил мой отец, насколько все это было неправильно, сама слушала песни, которые в детстве слушал папа, смотрела фильмы про чеченскую войну, читала статьи, фото разглядывала. С тех пор так накрывает стабильно раз в полгода, иногда чаще. В такие моменты я много плачу, меня захлестывает ненависть, я буквально задыхаюсь, мне сложно дышать. Я понимаю, что это ненормально, но никакой информации так и не смогла найти. Мне непонятно, почему я так остро реагирую на любое упоминание о Чечне, контрактниках, чеченской войне, ведь меня тут же накрывает, будто это я там была. Заранее спасибо за ответ.
Автор вопроса: Евгения Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Белева Ольга Владимировна.
Здравствуйте, Евгения!
Я сочувствую Вам. Понимаю, что Ваши переживания очень болезненны.
Тому, что Вы «так остро реагируете на любое упоминание о Чечне, контрактниках, чеченской войне» может быть несколько причин. Конечно, для того, чтобы их разобрать необходима более детальная работа с Вашими чувствами и потребностями в беседе.
Я попробую помочь Вам разобраться из предложенной Вами информации.
Вы указали, что Ваш папа обращался за помощью, раз ему был поставлен диагноз посттравматическое стрессовое расстройство. Но Вы не пишите, была ли ему и Вам с мамой оказана психологическая помощь. Поэтому, я могу предположить, что всё-таки психологическая реабилитация не была проведена. И Ваш папа и вы с мамой, как члены семьи участника боевых действий, не получили посторонней помощи, в которой так нуждались.
Из этого следует, что те переживания, которые все члены Вашей семьи вовремя не проработали имеют особенностью обострение даже через многие десятилетия.
Вы описываете, что у вас началось обострение в 17 лет. Это может быть связано с тем, что в этот период Вы начали испытывать напряжение в своей жизни (необходимость учиться в ВУЗе, самой зарабатывать или другие ситуации, требующие Вашей ответственности). В такой период мы остро нуждаемся в поддержке. В первую очередь родителей. Конечно, сознательно мы можем обходиться без родителей, Вы пишите, что «я не помню ни одного момента в жизни, чтобы я чувствовала к нему любовь». Но как бы мы не отрицали потребности в заботе, участии, в Вашем случае папы, подсознательно (это часть психики, в которую уходят наши подавленные эмоции, непризнанные или непонятые нами потребности часто в детстве) мы этого очень хотим. Одной из причин Вашего состояния может быть желание приблизиться к папе и поэтому воспоминания и сочувствия войне Вас объединяет с папой хоть и в такой «странной форме».
Вторая причина Вашего состояния может быть всё-таки последствия перенесённого Вами стресса. Ведь можно представить какие испытания выпали на детскую психику, быть свидетелем папиных страданий и маминой эмоциональной нестабильности. Ведь Вам пришлось наблюдать как Ваш родитель не справляется со своими эмоциями. Это правда страшно и не может пройти бесследно для ребёнка.
По поводу информации, Вы можете изучить информацию о посттравматическом стрессовом расстройстве в интернете, найти упражнения на эту тему и помочь себе. Второе, что Вы можете сделать, не запрещать себе проживать эту боль. В моменты обострения, попросите близкого человека побыть рядом, не стыдитесь своего состояния. Психика таким образом, сбрасывает лишнее напряжение. Но не стоит себя накручивать, фильмами и информацией о войне. У Вас в психике достаточно памяти об этом, не нужно усугублять ситуацию. Задача проговорить близкому человеку, тогда из подсознания выйдет боль и осознается через речь. Постарайтесь также прожить эти эмоции через тело. На этот счёт также есть различные техники.
Наиболее правильным, в данной ситуации будет обращение к психологу. В беседе будут найдены более точные причины Вашего состояния и с помощью специалиста Ваше состояние будет улучшено.
Евгения, Вы умница, что обратились за помощью! Не замыкайтесь в себе. Я желаю Вам счастья! Пусть Ваше состояние становится лучше с каждым днём!