Ипохондрия переросла в панические атаки.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Сейчас это зашло далеко, но хочу начать с самого начала. В далёком детстве. У меня была ипохондрия. Может связано это еще и с тем что учитель в начальных классах часто рассказывал про различные болезни. И вот я помню в детстве какое-нибудь недомогание , например боль в животе вызывало у меня жуткий страх. Потом у меня начались панические атаки. Я иногда даже не знала что за болезнь, я придумывала ее сама, просто покалывание и я надумал что-то серьёзное и начинается паника Или по вечерам я лежала приложив руку к сердцу и мне казалось что оно сейчас остановится. Кстати панические атаки это отдельная тема. Иногда они возникали без причины. Просто угнетенное состояние , потом пара минут паники и все проходит. Еще у меня от волнения в школе ужасно тряслись руки. Я просто не могла спокойно стоять у доски, , не могла унять эту тряску. Ну вот со временем у меня появился телефон, доступ к интернету. Сначала это было больше минусом потому что я больше узнала про болезни, начала гуглить симптомы, и все ухудшилось. Но потом как-то я прочитала про панические атаки, про ипохондрию. Я поняла что со мной происходит и перестала поддаваться панике. Когда я чувствую что приближается паника начинаю глубоко дышать и все проходит. Это помогало мне раньше, пока кое что не произошло. Это случилось месяц назад. У меня снова началась паническая атака. Но я как-то сначала не испугалась, начала глубоко дышать. Но не помогла. Руки у меня не просто слегка немели как обычно, а их скрутило кисти и я не могла двигать. Через минуту опустило, паника прошла, но опять повторилось. Сначала небольшие приступы а потом просто руки начали неметь и вообще не опускало и на тот момент меня тошнило при движениях, кружилась голова, и я просто не могла встать с кровати . Такое состояние у меня было пару часов потом я выпила корвалол, меня слегка отпустило и я немного поспала. Утром думала что все хорошо, но когда я хотела встать у меня опять кружилась голова, тошнило, немели руки . . Врач терапевт сказал что у меня просто перенапряжение. У меня и правда последние месяцы подготовка к вузу экзамены и много стресса.Мне прописали магний и там витамины для поднятия гемоглобина и йодомарин. Вообще наследующую неделю состояние улучшилось. Такие приступы случались но все слабее и слабее. И вот сейчас по вечерам у меня иногда снова начинают неметь руки и начинается паника. Панику я более менее контролирую , но онемение может длиться и пол часа. Меня это пугает потому что раньше обычно то проходило за пару минут и приступы были короткие. У меня часто вот такое состояние безнадежности, страха . Я не знаю от чего это. Иногда на пустом месте. Иногда когда начинаю общаться с людьми и когда я думаю об этом. Вот сейчас пишу все это и у меня опять немеют руки. И забыла сказать , мой главный страх во время панической атаки это то что мне не хватает воздуха . Мне кажется что я задыхаюсь . Хотя это конечно это не так и все проходит когда опускает.
Помогите мне справиться со стрессом. Как это контролировать. Вот я чувствую прилив адреналина в таких случаях. Не могу ничего поделать . Просто мгновенно накатывает, все немеет чувство безысходности отчаяния кажется что я задыхаюсь и как будто умираю. Вот реально при общении даже по интернету. Или по ночам без причины. Меня спасает только корвалол но я читала что это вредно. Сейчас я начала учиться в вузе и в моей жизни много стресса. Например паника когда надо ответить учителю, когда общаюсь с одногрупниками. Я не замкнутая, я могу отвечать им нормально вести диалог, но при этом в организме происходят вот такие процессы, может начаться паническая атака. И мне все сложнее с этим. Ужасно страшно. Пожалуйста помогите.
Автор вопроса: Лилия Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Мостицкая Татьяна Игоревна.
Добрый день, Лилия.
Прежде всего хочу отметить, что хотя Вам присуща ипохондрия, она не является тем, что переросло в панические атаки, хотя, возможно, между этими двумя состояниями в Вас существует взаимосвязь.
хочу немного объяснить, что такое панические атаки. Панические атаки – это внезапно возникающий, часто без каких-либо видимых причин, приступ паники (ужаса, сильного страха, ощущения того что вот- вот умрешь), который сопровождается симптомами дисфункции вегитативной нервной системы (головокружение, частый пульс, тахикардия, резкая слабость в конечностях и всем теле). Именно поэтому, впервые сталкиваясь с паническими атаками, человек думает, что сбой происходит в его организме и сначала обращается к терапевту, кардиологу, гастроэнтерологу – в зависимости от того, какие симптомы у него были. Но важно понимать, что причины панических атак – психологические, сами атаки не несут никакой угрозы для здоровья, но доставляют большой дискомфорт и мешают вести полноценный образ жизни. Главными п=психологическими причинами панических атак является пережиты сильный стресс, который не нашел выхода в психике человека, внутренние конфликты или особенности характера. В Вашем случае возможны оба варианта, поскольку ипохондрия – это всегда знак того, что какая-то пережитая детская травма дает о себе знать, то возможно именно это является следствием того, что появились панические атаки, однако, учитывая, что Вы находитесь в стрессовой ситуации – это так же является большим триггером для учащения панических атак, ведь на Вашу психику во время стресса идет большое давление, а так же идет выброс гормонов стресса – адреналина и норадреналина. К сожалению, в данном формате я не могу найти причину Вашей ипохондрии или прояснить какой внутренний конфликт на Вас влияет, но я призываю Вас обратиться к психологу или психотерапевту, который поможет Вам проработать эти состояния и избавить от панических атак. Однако, я могу дать Вам несколько рекомендаций касательно того, что делать чтобы облегчить свое состояние. Во-первых, сбавьте темпы и постарайтесь убрать фактор стресса, не связанный с жизненно важными переживаниями. Безусловно, поступление в ВУЗ – это важный шаг в жизни подростка, однако он не является таким от которого зависит Ваша или чья-либо другая жизнь, соответственно не может и не должен вызывать такой уровень стресса, который может привести к паническим атакам. Что стоит за этим стрессом? Давление родителей? Желание быть лучшей среди других? Комплекс отличницы? Стремление везде быть успешной? Или страх провала? Ответы на эти вопросы могут помочь найти внутренний конфликт, однако призываю Вас обратиться к очному специалисту, ведь проконсультировать себя самостоятельно в психологии еще никому не удавалось и это может только усугубить Ваше состояние.
Так же,
могу предложить пару упражнений, чтобы справиться с панической атакой в следующий раз было немного легче. Кроме того, что важно напоминать себе, что ничего страшного не происходит и Вы не умираете, так же важно выровнять дыхание. Постарайтесь не дышать часто или глубоко, дыхание должно быть медленным и поверхностным, спокойно вдыхайте и выдыхайте через нос, постарайтесь максимально приблизить дыхание к обычному, спокойному состоянию. Так же важно заземляться, для это подойдут разные техники, например такая: присядьте и продолжая спокойно вдыхать и выдыхать, выберите в голове любой цвет или букву и находите все предметы вокруг Вас, которые соответствуют этому критерию(например: все предметы белого цвета, или на букву «к»). Кроме того, так же поможет техника растирания: встаньте и начните руками растирать свое тело: руки/ноги/плечи, прямо поверх одежды. Когда почувствуете, что становится легче, можно заняться каким-то монотонным делом, которое будет требовать от Вас концентрации и не будет позволять мыслям «уплывать».
С уважением,
Татьяна.