Как побороть навязчивые мысли? Почему я так зациклена на этих страхах?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Екатерина, мне 19. Если вкратце, то уже второй год меня преследуют самые разные навязчивые мысли. Все началось еще в конце 10 класса, 3 года назад. В тот момент, между мной и мамой, в и без того неспокойной домашней обстановке, случился конфликт, до этого, мы практически никогда не ругались, (моя мама для меня самый важный и близкий человек), поэтому я проживала этот момент максимально остро. Через неделю мы помирились, но чувство совести перед мамой, меня так и не отпустило. Наоборот, каждый раз, при разговоре с ней, я вспоминала ту ссору, как маме было больно из-за меня; вспоминала, что именно я(!) была способна так обидеть ее. Весь 10 класс я носила это в себе, и с каждой неделей это чувство вины и ненависти к себе росло. В добавок ко всему, у моей старшей сестры очень вспыльчивый характер, она никогда не упускала возможности накричать на меня, настолько, насколько ей позволяли связки; всю мою жизнь она критиковала мою внешность (вес и лицо в целом), мои хобби, мои интересы - любые мои действия казались ей неправильными и достойными насмешки. В апреле, за месяц до экзамена в 10 классе, у меня появился реальных страх кармы, я боялась, что за любую оплошность, слово или гневную мысль карма меня накажет. И тут началось то, из-за чего я и пишу Вам. Я ехала в автобусе после школы, увидела девушку с большим родимым пятном на лице, и тут же у меня скрутило живот от страха, я молилась чтобы в моей голове не появилась мысль/оскорбление этой девушки. И оно появилось, мгновенно в голове возникла мысль «уродка». Я не считаю так на самом деле, эта мысль будто вошла в мою голову без моего разрешения! Я не могла контролировать эту мысль, и таких оскорблений в моей голове, за те 10 секунд, что я смотрела на неё как-будто 100 штук пронеслось. Я чуть не зарыдала прямо в автобусе. Добежала до дома, и там, произошло практически тоже самое, но уже с сестрой, а потом с бабушкой. Так продолжалось ещё около 3 недель, я похудела, очень плохо спала, потому что больше часа перед сном тратила на молитвы, чтобы Бог простил меня за эти мысли. На тот момент я ещё не знала о таком заболевании как «ОКР». На 4 неделю переживаний, слез и отчаяния, я просто сдалась, сил волноваться на счёт кары Божьей уже не было, мне стало от всей души плевать на эти мысли, и наконец за долгие недели они ушли на второй план. И тогда я почувствовала себя действительно лучше. Спустя еще 2 недели я начала гуглить, узнала об ОКР, поняла, что не виновата в этих мыслях, и оскорбления в голове наконец ушли. Но через два года, навязчивости вернулись, теперь, это страхи о болезнях, которыми я могу заразиться; страхи о «вдруг я стану плохим человеком (вором, убийцей, наркоманом и т.д.) в глазах общества, в глазах своей мамы». Я боюсь этого в настоящий момент, боюсь почувствовать, что хочу что-то украсть или причинить кому-то боль, логически, я понимаю что это необоснованно, ведь я муху убить не могу и если она летает в одной комнате, я просто ухожу в другую. Но страхи эти так и преследуют меня, опять появилось чувство вины перед мамой, перед целым миром, перед друзьями за то, что у меня ОКР (страх стать плохим человеком, оскорбления, боязнь заразиться чем-то), а они не знают об этом, а ведь я должна предупредить их о том, что я не стабильна, и вдруг они не хотят общаться с такими людьми, а я, не рассказывая о своей проблеме, просто обманываю их? В добавок ко всему я действительно ощущаю, что руки чешутся, если не вымою их лишний раз, при том, что до этого я мыла их 2 часа назад и ничего потенциально грязного не трогала; начинаю ощущать температуру или боли, тошноту когда думаю, что могла чем-то заболеть; при том, что потом выясняется, что я абсолютно здорова физически. Но в моменты, когда я занята чем-то по учебе, общением вне дома с лучшей подругой или смотрю сериалы, (перевожу эти тревожные мысли на второй план), я совсем забываю навязчивости, и их действительно как-будто в такие моменты не существует в моей голове, я свободна, до тех пор, пока снова не останусь одна. Я учусь в университете, скоро сессионный период, а я в таком плохом состоянии, что сосредоточиться практически не получается. Пожалуйста, поделитесь своим мнением, советом, действительно ли у меня ОКР? Почему я так зациклена на этих страхах? Может ли ОКР иметь такой сильный эффект, что присутствуют не только навязчивые мысли, но и такие болезненные телесные ощущения? Как не допустить усиления ОКР? Чем я могу помочь себе в данный момент, если денег на терапию с психологом в данный момент нет?
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Петрова Лариса Борисовна.
Здравствуйте, Екатерина.
В целях ответа на ваши вопросы, буду рассуждать, опираясь на вашу информацию:
1. «..Пожалуйста, поделитесь своим мнением, действительно ли у меня ОКР»- мне непонятно, вы были у психотерапевта и вам поставлен диагноз именно ОКР? Или вы сами провели себе диагностику?- «.. начала гуглить, узнала об ОКР, поняла, что не виновата в этих мыслях..».
Екатерина – это очень важно. Здесь нужно не моё мнение и чьи либо домыслы, а профессионально поставленный диагноз, так как вначале нужно правильно уяснить суть проблемы. И только потом- лечение и методы помощи. Есть и бесплатный приём. Обязательно получить заключение от врача!
2. Идём дальше: ОКР - это симптом. Корень проблемы кроется гораздо глубже. Очень часто это может быть страх потери контроля, внутренние травмы из детства, ощущение собственной неполноценности: причина у каждого индивидуальна. Как вы пишете «..второй год меня преследуют самые разные навязчивые мысли. Все началось еще в конце 10 класса, 3 года назад..». Тем более, если вы сами зафиксировали этот момент- его нужно детально обговорить с психотерапевтом. И именно ему задать волнующие вас вопросы- « …Может ли ОКР иметь такой сильный эффект, что присутствуют не только навязчивые мысли, но и такие болезненные телесные ощущения? Как не допустить усиления ОКР?..»
3. Могу сказать следующее: данный недуг часто называется "Синдром навязчивых движений" или "Синдром навязчивых состояний". Ключевые моменты этого синдрома:
Обсессии- навязчивые, нежелательные мысли, образы или побуждения, которые вызывают значительный дискомфорт, тревогу;
Компульсии- чрезмерные, повторяющиеся ритуалы, в исполнении которых люди чувствуют необходимость, чтобы снизить тревогу -навязчивое желание пересчитывать предметы, патологическая тяга к чистоте и порядку и т.д.
Внутренняя тревожность человека ищет выход наружу через ритуалы. Обсессия( навязчивая мысль) порождает компульсию (действие, призванное "аннулировать" навязчивость). Если коротко- механизм такой.
Такое явление, как контрастные навязчивости- "вторгающиеся мысли", которые спонтанно возникают в сознании человека, в корне противоречат его природе, вызывают у человека резкое отторжение и отвращение.
Следующий шаг - нарастающее чувство вины. "Как так, неужели Я способен подумать о ТАКОМ? Может, я маньяк, садист, грешник. Как у вас, Екатерина, похоже и происходит, «…вдруг я стану плохим человеком (вором, убийцей, наркоманом и т.д.)
4.А вот на вопрос: « Чем я могу помочь себе в данный момент?» -дам рекомендации. Это правильно, всегда нужно искать методы самопомощи себе.
Екатерина, как сказал один психотерапевт- « Ни один человек, больной ОКР, не убил никого по настоящему». Ваша вина и тревога подтверждают, что это совершенно чуждый вам мусор в голове. Ваши мысли- мусор, который мешает жить вам, он никому другому вреда нанести не может. Запишите это утверждение себе в помощь. И даже «..100 штук пронеслось мыслей»- это в вашей голове, девушка в автобусе от них никак не пострадала и уехала спокойно, не догадываясь о ваших мысленных оскорблениях .
Надо работать именно с этим-наблюдать за всеми мыслями, которые «выскакивают», « выплывают « в вашу голову, как вы правильно выразились – «…без моего разрешения!». Учиться рациональному мышлению. Что делают с мусором? –выкидывают. Вот и вам следует выкидывать мусорные мысли из головы или реформулировать их на правдоподобные. Потому что, Екатерина,- « Кто мыслит не здраво- попадает в поле действия Минздрава».
Этапы самостоятельной работы:
Начните вести дневник, таблицу по отслеживанию своих тревожных, автоматических мыслей. Имейте при себе блокнот и ручку. Старайтесь записывать все мысли, которые возникают в голове. За дело!
1 колонка МЫСЛЬ, что именно « выскочила» в голове- «Девушка- уродка», «вдруг я стану плохим человеком (вором, убийцей, наркоманом», «что хочу что-то украсть или причинить кому-то боль..» и т.д. Просто отслеживайте, не отгоняйте, не боритесь, а фиксируйте.
2 колонка ЭМОЦИЯ- запишите, что именно вы чувствовали- страх, паника, раздражение, злость и т.д.
3 колонка ТЕЛЕСНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, дрожь в руках, сердцебиение, слёзы градом- как именно реагировало ваше тело?.
4 колонка ПОВЕДЕНИЕ – что я сделала , как отреагировала? Например: « Плакала, кусала ногти, щипала себя..». В результате такого анализа вы увидите, что вас напугала дисфункциональная мысль ( разрушающая ) из 1 колонки, которая вызвала эмоции ваши негативные и поведение.
Дальше начинайте работу с этой мыслью. Задавайте себе как можно больше вопросов и письменно отвечайте : А какие доказательства поддерживают эту мысль? На основании чего она у меня возникла? Насколько она правильная и полезная? Что я бы посоветовала подруге, который находится в такой ситуации? После максимального количества ответов вы переформулируете её в более правдоподобную. «Размыслите» её рационально. Не сливайтесь с мыслью. Вы- отдельно, а ваша мысль сама по себе. Это просто образ, возникший в голове ,который сбивает вас с толку. Как вариант работы : «вдруг я стану плохим человеком (вором, убийцей, наркоманом..». Почему? Включаем голову и рассуждаем: И так, у меня есть мысль- вдруг я стану плохим человеком (вором, убийцей, наркоманом.. А какие доказательства- я много пью, курю и очень хочу попробовать наркотики? Я что- то ворую потихоньку из магазинов? Я уже попадала за воровство в полицию? Эта мысль полезная? Кроме вора и алкоголика я могу стать гипертоником, астматиком, например, могу заболеть чем то- мне сейчас тоже надо заранее об этом думать? Почему меня это не беспокоит? . Размышляя таким образом, вы можете переформулировать: «Я не стану алкоголиком, потому что не пью и не буду пить, я не стану вором- потому что не буду воровать и не ворую сейчас. Это необоснованно, ведь я муху убить не могу и если она летает в одной комнате, я просто ухожу в другую.» Это мысль- не полезная. Всё- до свидания, мусор на свалку!.».
Нужно учиться рациональному размышлению , так как бывают и полезные, но « робкие» мысли в нашей голове и нужно придать им силу, последствия от изменения способа мышления могут быть положительными для вас.
Сначала нужно обязательно письменно работать с мыслями, а потом уже автоматически, мысленно будете решать, что с ними делать.Едете в автобусе : « Ага, вот эта мысль, как пришла ко мне , так и сразу до свиданья- в мусорное ведро, ты мне не нужна, дрянь какая то!. А вот эту мысль я приеду, запишу и обдумаю». Не бойтесь мыслей.
2. Работа с телом. Волшебным образом улучшают физическое состояние - дыхательные упражнения и йога. Зайдите в интернет, из массы предложенного выберете несколько подходящих для себя и занимайтесь. Вы пишете, что тревога настигает вас- «пока снова не останусь одна..». Осталась одна- за дело. Дышать и ложиться заниматься на коврик!
3. Молитва.
Даже короткие молитвы, простого содержания утром , вечером, в течении дня. « Господи, Высшая сила моя, помоги мне справиться с этой мыслью.» , «Господи, помоги мне, забери от меня эту тревожную мысль», « Высшая сила моя, помоги успокоиться, прийди ко мне, я нуждаюсь в тебе, направь на путь истинный», " Господь мой, будь со мной..".
Работы впереди у вас много, Екатерина. Постигайте инструменты самопомощи себе, смело смотрите в глаза своей проблеме и превращайте её в задачу. Обязательно сходите к психотерапевту. Медикаментозное лечение может быть тоже необходимо. Только комплексный подход к задаче и ваше активное участие улучшат ваше состояние и жизнь!
Предлагаю вам 15- ти минутную бесплатную консультацию по ватсап +79502475881. Связаться со мной для дополнительной консультации можно также через почту [email protected], скайп, ВКонтакте.
С уважением, Лариса Петрова