Я не могу быть собой. Как понять, что со мной и какой я человек?

Вопрос психологу:
Я не понимаю , что со мной происходит. Я не могу быть собой, хотя бы потому что я не понимаю кто я. В основном я ношу маски, боюсь показывать или же испытывать какие-то эмоции. Появилась проблем с памятью, и бывает , что я рассказываю человеку какие-то мысли , забываю о чём была речь и за разговор могу перепрыгнуть с темы на тему, никак не связаны между собой. Так не всегда , через день я могу быть уверенной в себе и конкретных мыслях, думая, что когда со мной происходит что-то подобное как написанное выше и будет ниже , то это просто моя дурость. К сожалению, всё это приводит к каким-то максимально выпаленным своим миркам, которые по итогу приводят либо в панику, либо в апатию. Когда я начинаю вести серьёзные диалоги с незнакомыми мне людьми, то начинаю очень заметно для других дрожать, никак не контролируя это. Иногда могу заикаться. Ещё бывает навязчивая мысль, которая ведётся собой поиски доказательств, по причине , что я в каждом чувствую, что они против меня и коса на меня смотрят, что-то строя против. Например, собирают какую-то информацию обо мне, чтобы поиграться моими эмоциями. Я начиная верить в такую игру и вхожу в неё, пытаясь переиграть, потом в итоге всё очень грустно заканчивалось. Привычка избегать от происходящего придумывая себе образ кого-то. Я не чувствую , что живу своей жизнью. Помогите мне найти проблему и решение всего этого кошмара.
Автор вопроса: Анита Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Вилкова Наталья Николаевна.
Добрый день, Анита!
В Вашем письме чувствуется напряжённость от непонимания того, что с Вами происходит, и настоятельная потребность избавиться от этого состояния.
Вы написали письмо, и это говорит о том, что Вы уже на правильном пути, однако не нужно ограничиваться обращением на сайт. Найдите возможность после этой консультации обратиться очно к психологу, чтобы получить более подробную консультацию, основанную на личном контакте со специалистом, пройти диагностику, понять причины Вашей мнительности, навязчивых мыслей, о которых Вы пишете, обучиться упражнениям для снятия эмоционального напряжения, поучаствовать в групповых занятиях.
Есть платные психологи, но можно найти и государственные службы, где те же услуги оказываются бесплатно.
А теперь перейдём к сути Вашего письма.
Сам Ваш возраст (18 лет) хорошо объясняет то, что Вы сейчас испытываете. Люди на протяжении своей жизни периодически начинают переживать мучительные ощущения непонимания себя, поиска смысла своего существования, начинают "вдруг" думать о том, что больше не хотят работать там, где даже очень успешно до этого работали, могут "вдруг" разочароваться в своей семье и начать искать нового партнёра.
Мало кто об этом задумывается, но с каждым человеком на разных этапах жизни происходят похожие "революции", которые хорошо изучены в психологии и называются возрастными кризисами. Чаще всего бывает на слуху кризис переходного возраста (подростковый), кризис среднего возраста, но таких кризисов очень много, начиная с первого года жизни и заканчивая глубокой старостью.
Вы, Анита, в данный момент переживаете один из таких кризисов, в психологии он называется кризисом идентичности (юношеским). Наиболее часто он проявляется в возрасте 17-23 года, может проходить ярко или почти незаметно – зависит от индивидуальных особенностей и окружения человека. Но кризис всегда ставит человека в условия трудного выбора, непринятия Себя-прежнего и потребности обретения представления о Себе-новом.
Сейчас Вы расстаётесь со своей детской оболочкой, детским внутренним наполнением, и Ваш долг перед самой собой приобрести на этом возрастном этапе понимание своей новой внутренней позиции, понять, чем Вы отличаетесь от других, выстроить внутренние системы защиты, основанные на Ваших ценностях, обрести свои смыслы и представления о мире, обрести знание о Новой-Себе.
Именно поэтому Вы можете сейчас надевать на себя разные маски, метаться из крайности в крайность, потом искренне удивляться абсурдности собственных мыслей и поступков.
Всё, что Вам предлагает в качестве объяснения Ваше привычное окружение, родные, Вас по какой-то причине не устраивает. Возможно, потому что они продолжают в Вас видеть тот привычный и понятный им образ девочки-подростка, которой Вы уже не являетесь. А Новую-Вас они сами ещё не знают. Поэтому их советы Вами воспринимаются как непонимание Ваших проблем, невозможность помочь Вам. Сверстники тоже мало чем могут помочь Вам в самоидентификации, потому что сами находятся на пути преображения, сами не понимают, кто они.
Чего проще, казалось бы, задать Вам самой задать себе вопросы: "кто я?", "какая я?", "чего я хочу?", но в 18 лет именно на эти вопросы самому себе ответить сложнее всего.
Постарайтесь анализировать себя - свои поступки, мысли, эмоции, отношения. Ведите дневник, где Вы будете всё это фиксировать. Записывайте противоположные вопросы отдельно друг от друга, чтобы осталось место для ответов, например: кем я являюсь сейчас, кем я не являюсь сейчас, кем я могу стать, кем я не могу стать, кем я хочу стать, кем я не хочу стать, что мне нравится в людях, что меня в людях раздражает и т.д. - и ответы на них.
Проанализируйте, на какие вопросы Вам отвечалось легко, на какие труднее, как Вы это объясняете себе? Периодически снова задавайте себе эти вопросы и отвечайте на них, а потом посмотрите, что происходит с ответами, как они меняются.
Записывайте в дневник, что на Вас произвело впечатление в повседневной жизни, в общении, в просмотренном фильме, общественном событии.
Для того, чтобы в общении меньше перескакивать с темы на тему, старайтесь анализировать ход своих мыслей. Что чаще всего Вас отвлекает от темы разговора, на какие темы Вы чаще переходите, в общении с каким человеком и т.д.?
Почитайте о том, что такое "ментальная карта". Этот замечательный, простой и эффективный метод, во-первых, позволяет развивать умение запоминать большие объёмы информации (пригодится Вам и в учёбе, и в работе), во-вторых, учит видеть общую картину и взаимосвязи частей с целым (очень хорошо структурирует мышление), в-третьих, развивают воображение.
Приучайте себя составлять план по поводу любых своих действий - какой конкретно цели и для чего Вы хотели бы достичь, к какому сроку, что от Вас потребуется для промежуточных этапов Вашего плана достижения цели. Отмечайте выполнение этапов и свои ощущения.
Цели могут быть сначала простыми, а потом постепенно усложняйте их. Помните, что в любой цели должна содержаться Ваша положительная эмоция как самая важная награда. Т.е. вместо цели «купить новое платье» лучше ставить цель «получить удовольствие от восхищённых взглядов, когда я буду носить новое платье».
Анита, чтобы понять себя, нужно провести ревизию того, что Вы имеете на настоящий момент. Устраивает ли Вас то, чем Вы занимаетесь сейчас? Есть ли у Вас хобби? Под влиянием этого возраста многие перестают общаться с прежними компаниями, бросают свои старые увлечения, разочаровываются в том, что имело раньше большое значение. Важно, что бы приобреталось достойное Новое, чтобы происходило развитие, а не откат назад.
Подумайте о том, кто из известных Вам людей (лично знакомых или нет) мог быть для Вас образцом для подражания. Поразмышляйте, что в этом человеке Вас привлекает, за что его можно уважать, какие у него есть ценности в жизни, внутренний стержень, как он добивался всего в жизни.
Не нужно никогда повторять чужую судьбу, изображать из себя другого человека - у Вас есть свои достоинства, способности, своя судьба, просто научитесь видеть в жизнях других людей то, что ими движет, что является их жизненным стилем, что приводило их к успеху или неудачам. Тогда Вам будет проще понять, как увидеть то же, но в самой себе.
Анита, перед Вами – целая жизнь, она только начинается, Вы одним этим уже счастливый человек, но пока не очень отчётливо осознаёте это. Воспользуйтесь профессиональной консультацией психолога, который расскажет Вам о Ваших личностных, профессиональных качествах объективно, поможет Вам понять сформулировать представление о самой себе, принять себя и выбрать более успешное направление в жизни.
По вопросам консультирования обращайтесь по контактным данным, указанным в моём профиле (сообщение на Вотсап +79255250023, на электронную почту [email protected])