Последний месяц мучаюсь от галлюцинаций во время сна.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, последний месяц мучаюсь от галлюцинаций во время сна. Все началось с того, что я проснулся ночью от смеха девушек у себя на кухне. Сначала подумал, что это сонный паралич, но я спал на боку и когда открыл глаза, то увидел черный силуэт мужчины без лица, который смотрел на меня и смеялся. Я поднял голову, несколько секунд посмотрел на него, махнул головой и он исчез. Я подумал, что мой мозг еще не проснулся и мне все это показалось (при этом страха не было вообще). Достал телефон, посмотрел время и снова закрыл глаза, но стоило мне их закрыть и сразу услышал смех и шаги ко мне с кухни. Я снова открыл глаза и все прошло. Я решил не зацикливаться на этом и забыть. Через несколько дней я стал бояться каждого шороха ( остывания лампочки, треск холодильника и тд.) При этом я сам понимал, что я этого не боюсь, но страх сам появлялся до такой степени, что сердце из груди выпрыгивало. Еще через несколько дней, когда я засыпал меня бросало в пот, становилось жарко и я как-будто проваливался в пропасть,захватывало дух, сердце билось бешено и появился сильный шум в голове. И вот сегодня я не спал всю ночь, пытался заснуть 2 часа. Когда начал засыпать я услышал как в моей голове со мной кто-то разговаривает, но я не смог понять ни слова, параллельно с этим был шум в голове. Я открыл глаза и всю ночь просто лежал, пытаясь уснуть, с таким шумом в голове, что аж свистело.
Немного о себе до того как все началось:
Я спокойный парень, 2 года назад решил развиваться как личность, полюбил читать психологию, анализировать свою жизнь, медитации. Пол года назад расстался с девушкой, (встречались 3 года) ушел потому, что понял, что полюбил образ человека, который сам же ему придумал, что бы не мучить нас обоих я ушел и легко пережил это, как раз благодаря психологии. Никогда не употреблял наркотики и никогда не был мнительным парнем, стальные нервы и тд. Работаю на производстве, которое я мягко говоря не люблю. Сейчас я в отпуске. Перед отпуском испытывал сильный стресс из-за работы, т.к. я понимаю чего хочу в жизни, а завод просто как место где я могу заработать денег для своих целей и мечты. Раньше я менял мировоззрение о производстве: "Я работаю, что бы появилась возможность идти дальше", но это продлилось не долго. Для меня последний месяц на заводе был как невыносимая пытка, хоть и работа была не сложной, чувствовал себя в клетке. Отпуск уже заканчивается, а у меня проблемы никуда не делись. Помогите разобраться с моей проблемой. Спасибо!
Автор вопроса: Сергей Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Мачнева Мария Сергеевна.
Здравствуйте, Сергей!
Спасибо за Ваше обращение. Из Вашего сообщения я поняла, что Вас сейчас беспокоят две проблемы: одна связана со сном, а вторая - с работой, которая Вам не нравится и вызывает у Вас сильный стресс. Я постараюсь ответить на каждый из этих пунктов ниже.
Вы говорите, что не испугались привидевшейся фигуры в первый раз и постарались о ней забыть. Однако выглядит так, что этот опыт все же запечатлелся у Вас в памяти как неприятный или тревожащий и теперь мешает Вам засыпать по ночам. Причем источником проблемы могла стать даже не сама фигура или Ваше изначальное к ней отношение, а то что Вы подумали о случившемся позже. Или, может быть, с Вами произошло нечто-то похожее в течение следующих нескольких ночей - Вы ведь написали, что Ваш страх появился спустя несколько дней. Иногда бывает, что люди поначалу не придают какому-то событию много внимания, но потом продолжают к нему мысленно возвращаться и пытаться его как-то осмыслить или проанализировать, что может превращать изначально малозначимое событие в то, которое не дает спать по ночам. И, к сожалению, в данном случае стремление к самоанализу может даже мешать. Что с Вами происходило в те несколько дней и ночей, за которые у Вас развился данный страх? Вспоминали ли Вы о том, что Вам послышалось в ту ночь? Пытались ли Вы как-то объяснить себе произошедшее? Когда Вы ложились спать в эти дни, посещали ли Вас мысли о том, что это может повториться? Как Вы реагировали на невозможность заснуть как обычно?
Но вернемся в настоящий момент. Когда Вы говорите о том, что не боитесь посторонних звуков и шорохов, но страх сам появляется, что Вы имеете в виду? Возможно, когда Вы понимаете, что это всего лишь лампочка или холодильник, Вы осознаете, что в этом нет ничего страшного. А что Вы чувствуете до того момента, когда Вам удалось определить, откуда исходит звук и что является его источником? В момент неопределенности, когда Вам кажется, что Вы что-то слышите, но пока не можете понять, что именно? Судя по Вашему описанию, Ваше тело находится в состоянии напряженности и повышенной готовности к действию, которое зачастую связано с переживанием тревоги или страха. Постарайтесь вспомнить, что происходит с Вами, когда Вы ложитесь в кровать и пытаетесь заснуть. О чем Вы при этом думаете? В какой момент у Вас появляются первые симптомы (учащенное сердцебиение, ощущение жара или шум в голове)? И что Вы делаете непосредственно до того, как начинаете замечать эти ощущения? Какие мысли Вас посещают в этот момент? Как правило, описанные Вами реакции не появляются просто так, и им предшествуют какие-то мысли, чувства или события. Это могут быть очень мимолетные и не до конца осознаваемые мысли или воспоминания, про которые легко забыть, так что, если Вам сейчас кажется, что в такие моменты ничего не происходит и Вы ни о чем не думаете, попробуйте обратить внимание на свое состояние в следующий раз, когда будете пытаться заснуть, и проверить, действительно ли Ваш страх появляется из ниоткуда и сам по себе или этому что-то предшествует.
Что можно попробовать сделать, чтобы решить проблему с засыпанием? Во-первых, не стоит стараться уснуть, если у Вас это не получается сделать естественным образом в течение первых 20-30 минут. Это очень общие рекомендации, которые подходят к любым случаям, потому что человек не может заставить себя уснуть. A если он еще и переживает из-за того, что у него долго не получается заснуть, то безуспешные попытки погрузиться в сон только усилят его тревогу и сделают так, что уснуть станет еще труднее. Некоторые специалисты даже предлагают использовать обратный подход для борьбы с бессонницей: стараться не дать себе заснуть и всячески напоминать себе о том, что сейчас спать нельзя. Если говорить о более традиционном подходе, то тут рекомендуется встать и заняться какой-то спокойной деятельностью, ненадолго отвлечься и переключить свое внимание на что-то еще. Можно потратить это время на то, чтобы доделать что-то, что Вы не успели завершить за день, или сделать то, что Вы уже давно откладываете из-за нехватки времени. Вы пишете, что у Вас есть определенные цели и мечты - можно постараться извлечь выгоду из Ваших проблем со сном и потратить это время на то, что помогло бы Вам приблизиться к достижению желаемого; подумайте, какой самый маленький и простой шаг Вы можете сделать, чтобы стать немного ближе к Вашим целям? Такое переключение внимания поможет Вам отвлечься от своего страха и расслабиться, а когда Вы почувствуете сонливость, можно будет вернуться в кровать и, воспользовавшись возможностью, уснуть.
Еще Вы упомянули, что занимались медитацией. В таком случае Вы можете потратить немного времени на медитацию, когда у Вас не получается заснуть, или использовать дыхательную технику, чтобы помочь своему телу расслабиться. Например, попробуйте дышать по такой схеме: вдох на 4 счета, задержка дыхания на 7 счетов и выдох на 8 счетов; через 10-15 повторов оцените, изменилось ли что-то в Вашем состоянии, и решите, хотите ли Вы продолжить. Или можно просто понаблюдать за своими мыслями и ощущениями, не пытаясь что-то изменить в своем состоянии или избавиться от неприятных или дискомфортных ощущений. Я не знаю, какие виды медитации Вы пробовали, но во многих подходах предлагается найти какой-то объект для концентрации и просто наблюдать за тем, что с ним происходит, без попытки как-то оценить происходящее или повлиять на настоящее или будущее. Вы можете использовать такое безоценочное наблюдение и по отношению к непонятным звукам, своим телесным ощущениям и шуму в голове - отмечайте все, что происходит вокруг или внутри Вас, но никак не реагируйте на это. Не старайтесь определить, что это за звуки, или разобраться с тем, что за мысли у Вас носятся в голове, или расслабить свое тело. Просто пребывайте в настоящем моменте и позвольте себе быть безучастным наблюдателем происходящего.
Если перейти к Вашей ситуации с работой, то тут кажется, что Вы перестали верить в то, что нелюбимая работа - это временное явление и лишь один этап на пути к Вашим целям. В связи с этим Вы можете чувствовать себя как в клетке и не видеть возможности вырваться на свободу. Попробуйте сделать Ваши цели более конкретными и измеряемыми. Например, подсчитайте, сколько денег Вам нужно заработать и отложить, чтобы Вы смогли уйти с этой работы и заняться тем, что Вам действительно интересно. Отмечая свой прогресс на пути к необходимой сумме, Вы будете видеть, что Ваша работа все же помогает Вам продвигаться в нужном направлении, а также сможете в любой момент оценить, сколько Вам еще осталось до того, как у Вас появится возможность уйти с данной работы. Если Вы поймете, что текущей зарплаты Вам не хватает на то, чтобы достигнуть желаемого, подумайте над тем, как Вы можете заработать дополнительные деньги, чтобы приблизить свой уход с производства. А еще спросите себя, что Вы можете сделать уже сейчас, чтобы начать движение к своим целям? Возможно, есть какие-то небольшие действия, которые не требуют больших денежных вложений и которые Вы можете предпринимать параллельно с тем, как продолжаете работать на производстве. Делая небольшие шаги в желаемом направлении, Вы будете точно знать, что, хотя Вы и продолжаете заниматься нелюбимой работой, Вы уже начали движение в сторону своей мечты и прикладываете определенные усилия, чтобы превратить эту мечту в реальность.
Сергей, очень здорово, что Вы определились с тем, чего хотите достичь в жизни, и используете свои знания в психологии, чтобы добиться желаемого и улучшить свою жизнь. Желаю Вам успехов в саморазвитии и достижении Ваших целей! А если у Вас останутся вопросы и Вы захотите обратиться ко мне за консультацией, со мной можно связаться по почте ([email protected]) или в скайпе (machnevamasha).
С уважением,
Мария Мачнева