Паническая атака перед свадьбой. Боюсь за свою жизнь.

Вопрос психологу:
Добрый день. Очень надеюсь на помощь, сама не могу справиться. Начну с предыстории. Летом, в августе, была свадьба, по любви, все прошло замечательно, вместе 3 года. За два месяца до свадьбы случился приступ: сильно билось сердце, похолодели руки/ноги, проступил холодный пот и было четкое ощущение, что сейчас умру, прошло минут через 20-25 и было все хорошо. После этого я начала часто думать о том, как мы будем жить вместе, как я буду отдельно от мамы, вдруг мы не сможем жить вместе, вдруг у нас не получится и т. п, но ни с кем не делилась своими мыслями, все держала внутри. После свадьбы, где-то в середине сентября, до меня дошло осознание, что я теперь жена. И начались вечные переживания по сей день. То не могу уснуть, боюсь, что остановится сердце во сне. Боюсь, что-то делать, постоянно преследует этот страх. Перед снов обязательно прислушиваюсь ко своему сердцебиению. Начали болеть мышцы: руки, ноги. Колит в области сердца. Пошла на ЭКГ: все хорошо. Была у невролога, тоже все в норме. Делала МРТ грудного и шейного отдела позвоночника: все нормально. Сама понимаю, что это все надуманный страх, но ничего не могу сделать с этим. Постоянно боюсь за свою жизнь. Думаю, а как будет муж, мама, если со мной вдруг что-то случится. Часто нет настроения, особенно, если на улице плохая погода. Что делать, уже совсем нет сил?
Автор вопроса: Анна Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Мачнева Мария Сергеевна.
Здравствуйте, Анна.
Спасибо за Ваше обращение. Судя по Вашему описанию, у Вас сейчас в жизни присутствует много тревоги - Вы пишите, что переживаете не только за свои здоровье и жизнь, но и за то, что будет с Вашими близкими. До этого Вы беспокоились по поводу совместной жизни с мужем. Бывали ли у Вас похожие периоды тревожности в прошлом? Если да, то как Вы тогда с этим справлялись? Что Вам помогало двигаться дальше, несмотря на неприятные ощущения и переживания?
Если же Вы переживаете такой период впервые или Вам перестали помогать старые стратегии, то давайте разберем Ваши летние опасения относительно совместной жизни с супругом. Я так понимаю, в тот момент Вы находились в состоянии неопределенности - было не понятно, как все сложится и чего стоит ожидать от такой радикальной перемены в жизни - и Вас это пугало. Вы сразу предполагали худшие варианты развития событий: например, Вам казалось, что Вы не сможете жить самостоятельно или не справитесь с совместной жизнью, что у Вас не получится. Такое мышление достаточно часто встречается в ситуациях неопределенности, однако оно же усиливает и подкрепляет тревогу. А кто бы не испугался делать то, что, по его мнению, у него не получится? Проблема подобного мышления в том, что Вы пытаетесь предсказать будущее, а люди не способны знать наверняка, как сложится это самое будущее. Более того, Вы не просто предугадываете будущие события, но и предполагаете самое худшее, что может случиться - отсюда и тревога. Ведь, если бы вместо озвученных мыслей Вы думали о том, как Вам будет здорово и интересно жить вдвоем с мужем и отдельно от родителей, скорее всего, Вы бы испытывали совершенно другие эмоции в тот период. А теперь самое интересное: насколько Ваши опасения и предположения относительно совместной жизни оправдались? Я так понимаю, Вы сейчас живете вместе с мужем. Если это действительно так, то все переживания о том, что у Вас не получится, не выдержали проверки реальностью. Отсюда напрашивается вывод о том, что, если Вы о чем-то беспокоитесь или чего-то опасаетесь, это совершенно не значит, что пугающее событие действительно произойдет. То есть Ваши мысли и страхи ≠ реальность.
А теперь давайте вернемся к панической атаке и Вашим текущим переживаниям о здоровье. Беспокоились ли Вы о своем сердце до панической атаки? Была ли у Вас и ранее привычка прислушиваться к своему состоянию и искать признаки того, что с Вами что-то может быть не так? Если подобные переживания у Вас появились после описанного эпизода, то хорошая новость заключается в том, что панические атаки не опасны для здоровья. Да, они очень неприятны и могут вызывать интенсивные реакции или ощущения в теле; как и Вам, многим людям кажется, что они вот-вот умрут. Однако от панических атак не умирают. Более того, повышенное сердцебиение (или, возможно, наоборот ощущение замирания сердца) во время подобных эпизодов не свидетельствует о потенциальных проблемах с сердцем; это всего лишь естественная реакция организма на очень сильную тревогу или страх, а иногда и на другие эмоции или факторы окружающей среды. Ваши медицинские обследования подтверждают, что у Вас нет проблем со здоровьем, однако Вы продолжаете беспокоиться. Почему Вам не удается справиться с тревогой? Потому что Вы снова представляете наихудший вариант того, что может случиться. Вы не только предполагаете, что можете внезапно и безпричинно умереть, но и переживаете о том, что будет после этого с Вашими близкими - по сути Вы забегаете на несколько шагов вперед в ситуации, когда Ваша отправная точка (предполагаемая смерть) существует исключительно в Ваших мыслях и крайне маловероятна в реальности. А как мы с Вами уже отметили на примере летних переживаний, подобные страхи не могут быть свидетельством того, что пугающая ситуация действительно произойдет. Кроме того, само наличие Вашей тревоги никак не влияет на то, остановится ли у Вас внезапно сердце или нет - это может произойти вне зависимости от того, переживаете ли Вы на этот счет или нет. Но вероятность того, что это с Вами действительно случится, ничтожна мала, учитывая Ваш возраст и результаты медицинских исследований.
Как можно справиться с тревогой в сложившейся ситуации? Во-первых, стоит меньше прислушиваться к своим ощущениям и не выискивать потенциальные признаки проблем. Тот факт, что Вы регулярно проверяете, все ли хорошо, только усугубляет ситуацию, потому что Вы начинаете обращать внимание на все нюансы и кажущиеся отклонения, которые раньше могли оставаться незамеченными. Скорее всего, у Вас в прошлом иногда болели мышцы; вполне возможно, также иногда покалывало и сердце, но Вы просто не обращали на это внимания, потому что не видели в этом чего-то важного и потенциально опасного. Теперь же Вы превратились в «эксперта», который тщательно отслеживает свое состояние и замечает все возможные отклонения. А с постоянно растущим опытом мониторинга Ваша чувствительность к неприятным или подозрительным ощущениям также увеличивается: Вы начинаете замечать все новые и новые признаки того, что с Вами что-то не так, хотя на самом деле это не соответсвует действительности - с Вами все в порядке. Сколько раз в день Вы сейчас сверяетесь со своим состоянием? Постарайтесь немного уменьшить количество подобных проверок; например, попробуйте не прислушиваться к своему сердцу перед сном. Скорее всего, Вам будет непросто отказаться от этой привычки, поэтому каждый раз, когда Вам будет хотеться проверить свое состояние, постарайтесь ненадолго отложить это действие. Вместо этого спросите себя, почему с Вами должно произойти что-то плохое. Какова реальная вероятность того, что у Вас неожиданно и без какой-либо причины остановится сердце? И что случится, если Вы отложите очередную проверку? Или попробуйте ненадолго отвлечь себя и переключить свое внимание на что-то еще.
Вторая стратегия заключается в том, чтобы научиться иначе интерпретировать покалывания в сердце и учащенное сердцебиение. Сейчас Вы автоматически заключаете, что это признак нездоровья и, возможно, даже смерти, но ведь сердце может быстро биться от многих причин. Например, в ситуации, когда Вы чем-то сильно обрадованы или когда Вы занимаетесь физической нагрузкой. Попробуйте представить, что Вы детектив, который ищет улики и фактические доказательства, чтобы определить, что же на самом деле произошло, и каждый раз, когда у Вас будут появляться неприятные ощущения в области сердца, постарайтесь определить, с чем они могут быть связаны. Были ли какие-то факторы внешней среды, которые могли вызвать эти ощущения? Могли ли Ваши мысли или эмоции подобным образом отразиться на Вашем состоянии? Что Вы делали, о чем Вы думали непосредственно до того, как отметили эти ощущения? И как подобные действия или мысли могли на Вас сказаться?
Надеюсь, мой ответ поможет Вам чуть лучше разобраться в сложившейся ситуации! А если у Вас останутся вопросы или Вы захотите обратиться ко мне за консультацией, со мной можно связаться по почте ([email protected]) или в скайпе (machnevamasha).
С уважением,
Мария Мачнева