После употребления наркотиков сломалась психика. Как вернуть прежнее состояние?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Все началось, когда мне было 16 лет, я пошел в колледж и первый год практически ни с кем не ладил (в школе общался отлично со всеми классами). Единственное, у меня было хорошее чувство юмора, и оно как то мне помогало сдружиться с коллективом, но друзей так и не появилось. Второй курс все изменил, я стал веселый, самый общительный в группе, появилось много друзей и т.д., но начал употреблять наркотики, еще не так сильно. На третьем курсе появилась машина, я оставался веселым, но когда был под наркотиками стал молчаливым и меня часто шпыняли за это (молчать стал после того, как накуривался, лезли в голову тупейшие мысли, и я их подавлял что молчи только не скажи эту глупость). В общем меня шпыняли и завели уголовное дело за кражу рельс. Нас было 4 человека, двоим дали условный срок, нам тоже, но мы не ходили отмечаться, т.к. нам выписали оплатить штраф якобы мы работаем. И к концу третьего курса я совсем скурился и стал похож на говно. Забрали права за управление в пьяном виде и проблема решилась сама, друзей сразу убавилось, на 4 курсе я вел себя уже обычно в колледже, поменял компанию с курящих на пьющих и практически завязал с наркотиками. Но эти шпыняния оставили неизгладимый след на моей психики, мне очень стыдно за то каким я был быдлом. Так же сейчас очень сильно мучает моя судимость, никому о ней не говорю, но и на работу не могу устроиться в органы, так же очень стыдно и обидно за права, хоть уже их и вернули. Я перестал курить даже сигареты, сходил в армию, там я первые 4 месяца тоже ни с кем не ладил и не общался, а потом со многими сдружился. Сейчас я самый спокойный и не эмоциональный человек, у меня не меняется интонация, когда я что то рассказываю и т.д. Я не трус и не параноик, я держу все свои обиды глубоко в душе и не кому их никогда не показывал и не делился, т.к. мне очень стыдно и считаю это только моим. Я считаю, что мне сломали психику, и пусть это не всем видно и понятно, обычно говорят ты чего такой зажатый или молчаливый, а мне и говорить иногда не хочется ничего, стараюсь не вспоминать о том, что было раньше, но сегодня ночью меня эти мысли просто терзали. Подскажите, пожалуйста, можно ли мне вернуться в состояние курса третьего? Когда я был душой компании, по крайней мере, когда не накурен. Как мне простить себя и можно ли вернуть мою веселость, общительность и т.д.? Или я сам по себе такой человек? Девушка высказала, что я без эмоций и больше пассивный, а я и не знаю как вернуться в нормальное состояние, очень бы хотелось.
Автор вопроса: саня Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.
Здравствуйте, Саня,
Не исключено, что Вы действительно «сам по себе такой человек». В подростковом возрасте характер человека очень часто «меняется», а иногда даже несколько раз. Это связано с развитием организма, в том числе и мозга, и психики.
У Вас, исходя из Вашего письма, тоже были такие скачки и перемены характера, начиная с 15-16 лет. Это обычное дело, когда подростковый кураж, общительность и активность с годами утихают. И мы нередко видим, как изменяется и «успокаивается» человек годам к 18-20.
Но думаю, если бы дело было только в этом, Вы бы не обращались за психологической помощью…
Вы действительно живёте в состоянии внутреннего напряжения, которое и влияет на то, что у Вас блокируются эмоции.
Снижение эмоций вплоть иногда до их полного отсутствия (такое состояние ещё называют эмоциональным выгоранием) – может быть результатом сильного внутреннего напряжения и долгого намеренного сдерживания своих чувств, мыслей, переживаний. Это большой стресс для психики – долгое время находиться в таком напряжении, и психика начинает хоть как то защищаться, чтобы сохранять свои ресурсы. Психика блокирует, исключает эмоции, и это своеобразный защитный механизм. Очень на это похоже, исходя из Ваших описаний.
Вы пишете:
«…мне очень стыдно за то каким я был быдлом. Так же сейчас очень сильно мучает моя судимость, никому о ней не говорю…»
«…я держу все свои обиды глубоко в душе и не кому их никогда не показывал и не делился, т.к. мне очень стыдно и считаю это только моим…»
«…стараюсь не вспоминать о том, что было раньше…»
«Как мне простить себя?...»
Таким образом, Саня, я предлагаю Вам посмотреть с другой стороны на то, что с Вами происходит и оценить вероятность совсем другого положения дел… Возможно, Ваша психика не сломлена (и соответственно никто и ничто её Вам не сломали), а просто она так защищается от того стресса, в который Вы сами себя вогнали, долгое время испытывая мучительный стыд и чувство вины за какие-то свои поступки и прежний образ жизни, подавляя в себе воспоминания об этом и всеми силами стараясь скрыть это от окружающих.
Что делать? Если Вы согласитесь, что моё предположение похоже на правду, то самое лучшее, что Вы можете сделать, это начать делиться своей жизненной историей с близкими Вам людьми. И не просто фактами, а именно переживаниями, тем, что Вы так стремитесь забыть…
Конечно, раскрыть свою душу, рассказать о том, что тяготит, поделиться своим стыдом – это возможно только человеку, которому доверяешь. Если среди родственников, друзей и знакомых нет никого, с кем бы было возможным поделиться, то это можно сделать психологу, обратившись к нему очно. Вы можете быть абсолютно уверены, что психологу Вы можете открываться очень глубоко, не опасаясь быть отвергнутым, и не опасаясь нарушения конфиденциальности. К тому же психолог может помочь разобраться в себе, понять и принять себя.
Саня, если Вы человек верующий, Вы можете сходить на исповедь к священнику. Опытный исповедник ещё и посоветует, и поддержит.
В общем, откровенная исповедь – священнику ли, психологу ли или матери родной – это самое сильное и действенное средство от тяжести камня на душе. Избавитесь от этого камня, и эмоции вернутся.
Ещё скажу Вам, Саня, что, по-моему, Вам абсолютно нечего стыдиться. К сожалению, очень многие подростки попадают в жуткие лапы зависимостей от наркотиков или алкоголя. В 16-18 лет психика ещё не крепкая, опыта за плечами нет, плюс проблемы в семье (порой тянущиеся из раннего детства ещё) – никогда невозможно возложить на подростка стопроцентную ответственность за то, что он «подсел» на наркотики или алкоголь! Никогда.
А Вы, Саня, наоборот уважайте себя за то, что смогли не только отказаться от употребления, но и осознать (а это дорогого стоит!) свои прежние ошибки. Но не берите, не берите на себя абсолютную ответственность за прежний образ жизни! Это неправильно. Потому что, как я уже Вам сказала, Вы тогда ещё не были вполне взрослым человеком. Осознанность подростка хоть уже и не детская, но и не вполне взрослая. Это факт – психологический и физиологический. Простите себя. Проявите великодушие к самому себе - Вы были слишком молоды, и слишком неопытны.
Воспринимайте всё, что с Вами было в жизни, как необходимый, хоть и очень жёсткий, урок. Ведь как ни крути, а именно он позволил Вам осознать и понять опасность безалаберного отношения к себе и своим поступкам, а также помог Вам проявить своё мужество, твёрдость и волю при отказе употреблять. Так что не всё так плохо… Наоборот – всё хорошо!
Удачи Вам и всего доброго! Открывайте своё сердце, всё, что на душе, другому человеку. Освободившаяся от перенапряжения психика постепенно разблокирует эмоции.
С уважением,
Шиколаева Светлана, психолог
Вы можете обратиться ко мне за психологической поддержкой, консультированием или психотерапией.
+7 915 267 3638
[email protected]
Skype: svetlashi