"Антипатия к курению и курящим людям"

Вопрос психологу:
Доброе время суток. Антипатия - это очень слабо сказано. Я чувствую ненависть, злобу, отвращение, презрение, чувствую, что курящие люди мне противны, не хочу иметь с ними никакого контакта, чувствую себя немного выше их и от этого становится еще противнее. Сложно заводить знакомых или друзей, при виде сигарет или чего-то подобного, пропадает желание общаться, даже если личность вполне себе приятная без этого. Не важно , что курит человек - сигары, папиросы , кальян, электронные сигареты - все, из чего выходит дым (и пар , как в электронных сигаретах, тоже ) вызывает отвращение.
Самое главное , это касается и родни. Девушка (раз в пол года, а то и реже) курит с подругами кальян. Я с ней не могу говорить дня 3-4 , чувствую предательство, агрессию в ее сторону, ненависть, учащается сердцебиение, трясутся руки. В интимной жизни тоже появляются проблемы на неделю-две. Пропадает желание конкретно мое (с эрекцией все в порядке в такие моменты, но был один раз, когда и с этим появилась проблема ). Девушка просит что-то сделать с этим, в самом крайнем случае, перестанет курить, но все же хотелось бы решить проблему во мне. Отдельно хочу заметить, что больше всего таких эмоций от курения вызывает девушка. Кроме нее курят еще - отец, дедушка, дядя, и еще один дядя. К ним у меня тоже не самые хорошие чувства, но не на столько , как к девушке. Головой я понимаю, что кальян и электронные сигареты не несут огромного вреда для здоровья, но держать эмоции и контролировать их не могу. Травм детства нет, в семье были как курящие, так и не курящие люди, все добрые. Появилась, точнее, обострилась эта фигня года 3-4 назад. До этого особой вражды не было.Старался бороться с этим и как-то игнорировать, убеждать себя, но все безуспешно. Это фобия, или с чем я имею дело? И что можно делать с этим? Возможно ли вылечить ? К сожалению, пока что финансовое состояние моего бюджета не позволяет мне сходить на платную консультацию, по-этому пишу вам, надеюсь, вы сможете помочь.Заранее спасибо за ответ.
Автор вопроса: Станислав Возраст: 18

На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична.
Здравствуйте, Станислав!
Для начала хочу заметить, что табакозависимость у Вас переходит из поколения в поколение: дед-отец-дяди. Как Вам одному удалось не оказаться подверженным влиянию привычки? Интересно, какие у Вас отношения с родственниками. Преимущественно с курящими. Как к курению отца, дедушки, дядей относятся женщины в Вашей семье? Все это очень важно для понимания происходящего с Вами.
То, что с Вами происходит – не фобия. В случае фобии было бы ощущение страха и отсутствия контроля. Те эмоции, о которых Вы пишите, другие. Скорее это агрессия. Я полагаю, что сигареты могут выступать источником приложения этой агрессии. При том одно с другим на самом деле не связано. У Вас есть злость по отношению к чему-то или кому-то, которая блокируется или не высказывается. Тем не менее, агрессии необходимо выходить наружу, а не оставаться внутри. И тогда в объект злости превращается что-то другое. В вашем случае Вы перенесли эмоции на сигареты, потому что злиться на курящих людей оказалось легче, чем признать истинный источник переживаний и злости.
Конечно, девушка напрямую не связана с Вашей злобой. Она связана с ней только по факту того, что является близким, почти родным человеком. И самое важное, что Вы чувствуете предательство с ее стороны, когда злитесь. Что есть предательство в данном случае? Это ощущение того, что она делает то, что Вам не нравится, чего Вы не позволяли – курить. Т.е. она поступает против Ваших желаний и Вашей воли, не понимает и не принимает. Далее Вы ее неосознанно наказываете за такое отсутствием интимной жизни.
Какие у Вас отношения в семье? К Вашему мнению прислушивались? Ваши желания уважали? Потому что Вашей ситуации я вижу в первую очередь отсылку к отношениям с семьей. Вероятно, именно к отношениям с мужчинами в семье, потому что сигареты – это скорее мужская привычка у Вас. Ваши слова: «К ним у меня тоже не самые хорошие чувства но не на столько , как к девушке». Конечно, морально проще злиться на девушку, чем на родственников. У любого человека не осознаваемый запрет на злость в отношении родни. Не принято это ни в одной культуре. Тем не менее, никто не отменял, что злость может возникать, и она нормальна. Только выразить ее трудно. Вот и приходится переносить на другие объекты (типа сигарет) или людей (вроде девушки). Девушка Вам после родственников ближе остальных. У Вас ведь отношения. Поэтому по принципу близости, ей достается. Ведь на родственников Вы не в состоянии разозлиться. Тем более в семье у Вас все «добрые». Это убеждение автоматически ограничивает Вашу возможность испытывать негатив. На добрых людей не злятся.
Обратите внимание, как Вы описываете свое состояние: «До этого особой вражды не было». С кем Вы воюете, описывая ситуацию словом «вражда»? Ведь Вы могли использовать слова «негатив», «брезгливость» и другие. А Вы выбрали именно вражду. Выходит, что воюете мысленно с курящими. С кем конкретно? Ведь мы поняли уже, что Ваша злость связана с сигаретами только из-за того, что Вы не можете ее адресовать тому, на кого реально злитесь. То есть вот такие Ваши чувства: «Старался бороться с этим и как-то игнорировать, убеждать себя, но все безуспешно» - это вовсе не про сигареты, а про другого человека – про истинную причину Ваших чувств.
«Появилась, точнее, обострилась эта фигня года 3-4 назад». Вероятно, в то время случились обстоятельства, которые поспособствовали обострению Ваших чувств и эмоций? При этом Вы уточняете, что сама ситуация длится дольше, т.к. 3-4 года назад было только обострение. Если посчитать, то все развивается еще с Вашего детства. Там и можно поискать причины и начало злости.
Лечиться Вам ни от чего не потребуется, потому что с Вами все в порядке. Вы не больны психически. Ваши трудности исключительно психологического характера, поэтому и решать их нужно на уровне психологии. Для этого Вам важно осознать, с каким конкретно объектом связана Ваша агрессия. Можно для себя непреемлить курение, но относиться к этому спокойно. А Ваши эмоции и напряжение в этом вопросе подчеркивают, что агрессия все-таки адресная, она кому-то предназначается.
Надеюсь, мои рекомендации помогут Вам лучше себя понять. В том случае, если не удается определить источник напряжения и причину, подождите какое-то время, когда будет возможность, и обратитесь к специалисту для личной встречи. Через интернет можно дать только направление для действий и размышлений.
С уважением, Любовь.