Постоянный страх за близких.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Ирина. Мне 33 года. Я замужем 14 лет. Имею двух сыновей, 13 лет и 3 года. У меня очень хорошая семья. С детства я окружена любовью и заботой. Может даже гипер опекой. С детства надо мной все "тряслись" (мама, папа, сестра). Мнение мамы для меня очень важно, важна её поддержка, её мнение, как в бытовых мелочах, так и в серьёзных вопросах. С папой тоже очень теплые отношения. Сестра всю жизнь является моим самым лучшим другом. В 19 лет я вышла замуж. Муж так же заботится обо мне, решает проблемы. В общем, всю жизнь я нахожусь под опекой. Может быть поэтому мой характер в какой-то степени инфантилен.
Примерно уже год у меня постоянное чувство тревоги. Оно то утихает, то усиливается, но совсем почти никогда не пропадает. Я постоянно нахожусь в ожидании чего-то плохого. Я очень боюсь за жизнь и здоровье моих родных. Боюсь пережить их.
В первую очередь моих родителей, им по 60 лет и страх их потерять преследует меня постоянно. Я очень душевно привязана к ним и не представляю своей полноценной жизни без них. Если умирает знакомый человек примерно их возраста, меня это выбивает из колеи, охватывает чувство паники.
Так же переживаю за старшего ребенка , хотя видимых причин для этого нет. Но в моём мозге засело, что с ним может что-нибудь случиться. Если он задерживается после школы хотя бы на 15 минут и я не могу ему дозвониться, то опять же начинается паника. В голове постоянно мелькают мысли о том, что если я ему что-то недодам (любви, внимания, материальных благ), не осуществлю, какие-то его мечты, то может прийти время, когда я очень об этом пожалею. В голове постоянно мысли о том, что я могу его потерять.
Как избавиться от этих страхов? Мало того, что я мучаю себя этими мыслями, так мне кажется, что своими такими тревогами я это к себе и притягиваю и ещё больше накручиваю себя. Ведь причин для паники у меня пока нет. Но мысль о том, что может не за горами тот час, когда я могу остаться без кого-то из моих родных, просто сводит меня с ума. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Ирина Возраст: 33

На вопрос отвечает психолог Ляшенко Виктор Владимирович.
Здравствуйте, Ирина.
По поводу тревог и страхов (и любого другого чувства) есть одна простая закономерность: чем больше им противостоишь, борешься с ними, отгоняешь, пытаешься избавиться, отвлечься, «настроиться на лучшее», уговорить себя, что все это ерунда и т.п., тем больше они нарастают и усиливаются, приобретают навязчивый характер.
Вы постоянно думаете о своих тревогах, накручиваете себя, и вероятно вам кажется, что вы поглощены тревогой. Наверное, это так и есть. Но, как это ни покажется странным, это означает, что вы избегаете соприкасаться со своими тревогами, и заглядывать в их источник.
Вы тревожитесь о том, что можете потерять кого-то из своих близких. Это страшит предчувствием…
Вопросы к вам (ответьте себе на каждый из этих вопросов):
- Предчувствием чего, Ирина? - невыносимой боли, тоски, покинутости, одиночества, беспомощности: вы одна такая маленькая в этом большом и чужом мире?
- И вы не сможете… (?)
- Что для вас означает потерять кого-то из близких?
- Какой будет ваша жизнь?
- Чего именно вы не сможете без них?
- Что вы будете переживать?
- Какой будете?
- Почему именно такой?
- Вы точно не сможете?
- Вы точно не справитесь? Вы точно не выстоите?
- Или не захотите одна? Если так, то в связи с чем это так?
- Вы будете жить?
- Каково ваше решение?
Итак, каков путь выхода из поглощённости тревогами? В том, чтобы: 1) начать сосредоточиваться на их переживании (на ваших ощущениях при этом, дыхании, на ощущении самой себя); 2) на том, чтобы вникая в эти ощущения, и позволяя себе тревожиться (!), вникать в их содержание: о чем именно тревожитесь; 3) переживать те страшные и болезненные чувства, которые вы до сих пор избегали, и которые связаны с возможностью потери – допуская и признавая возможность, а в каких-то случаях (в случае родителей) и обязательность этой потери; 4) сосредоточиваясь при этом на своих ощущениях, дыхании, на ощущении самой себя.
Ещё раз: тревоги и страхи растут из-за того, что мы чего-то не хотим допустить, признать, разрешить. Но от нашего разрешения очень многие события не зависят. Смерть – одна из таких обязательных составляющих жизни, которая от нас не зависит – таково положение вещей.
Если вы почувствуете, что нуждаетесь в личной консультации, можете написать мне и договориться.