Панический страх перед месячными и интимной жизнью после выкидыша.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Полтора месяца назад у меня случился выкидыш, замершая беременность в первом триместре. Я очень сильно перепугалась тогда и переживала сильно. Потом было небольшое осложнение, но в целом всё нормализовалось. Когда пришли первые месячные, я внезапно впала в панику, меня трясло и колотило от ощущения вытекающей крови, от её вида. Никакие логические доводы, что это нормально не помогают. Естественные процессы организма вдруг начали приводить к какой то неконтролируемой реакции, и это меня пугает. Дошло до того, что я боюсь лишний раз пошевелиться, не хочу передвигаться по квартире, а сходить в туалет или ванную для меня настоящая пытка. И ещё я панически стала бояться интимной жизни с мужем. Словно я хрустальная ваза, которая от одного прикосновения может расколоться. Всякое желание пропало вообще. Всегда в этом смысле всё было отлично, мы с мужем друг друга любим, много лет вместе, у нас 5 детишек. Для меня полнейший абсурд, что я много раз уже рожавшая женщина, более того, уже однажды пережившая выкидыш (13 лет назад) без каких-либо травматических последствий, вдруг попала в какую то невероятную западню собственной психики. Когда-то после 2 родов у меня открылось послеродовое кровотечение,меня едва спасли, я очень перепугалась тогда.Но потом всё довольно быстро забылось. О моём детстве:единственный ребёнок, любимый и желанный,я родилась в полной семье, но в 10 лет моё детство закончилось, когда отец ушёл к другой женщине. Я очень любила свою семью, особенно отца, была папина дочка. Развод родителей стал для меня тогда концом света. Но они оба были слишком заняты своими переживаниями,мной особо никто не интересовался. Я целый год молчала,с отцом и его роднёй прекратила всякие отношения,у меня появилась настоящая подруга и мы почти всё время проводили вместе.Она мне заменила семью.Дом больше не был для меня чем то безопасным и уютным,там вечно пахло куревом и алкоголем,мать развела кучу кошек,а убираться за ними ей было особо некогда. Мне даже иногда казалось,если я однажды не приду домой,никто и не заметит. В 16 лет мы снова начали общаться с отцом по его инициативе. Сейчас у меня с ним хорошие отношения,а вот с матерью-никакие.Особенно они ухудшились 8 лет назад, когда мы вынуждены был съехаться после смерти её гражданского мужа.Она не может мне простить,что я общаюсь с отцом и его семьёй, не любит и постоянно оговаривает моего мужа и его родителей,с которыми у меня очень хорошие отношения.Мы живём с мамой в одной квартире,но не общаемся сейчас.После многих лет попыток к ней как то пробиться,я устала и отказалась от попыток сближения.Проблема в том,что при общении она не соблюдает границы нашей семьи, начинает её разрушать,хочет чтобы всё было как она скажет,считает себя в праве влезать в наши отношения и в воспитание детей.Она очень негативно относится к мужчинам. Видимо потому, что её собственная жизнь не сложилась. После ухода отца она жила с мужчиной, мягким и безвольным алкоголиком,без особой любви, больше по инерции. Он умер 9 лет назад. Надо наверное упомянуть,что бабушка со стороны мамы тоже была несчастлива в семейной жизни и разведена,обе её дочки в точности повторили её судьбу. Мужчины рядом с ними долго не задерживаются,либо уходят,либо спиваются.У нас крепкая и дружная семья,я вдруг осознала,что внутренне как то всегда хотела отстраниться от них,словно их нереализованность и несчастье заразны. Не знаю,имеет ли это всё отношение к моей проблеме,но на всякий случай пишу.Покопавшись в себе,вдруг поняла,что вообще меня сейчас злит и раздражает всё,что связано с нормальной женской физиологией и её проявлениями,боюсь беременности, хотя раньше очень хотела ребёнка,не хочу этих месячных, воспринимаю их как насилие над собой, сопротивляюсь внутренне этому,хочу вернуться в детство,когда этого ничего не было и жизнь была прекрасна.Для меня это вдвойне странно, потому что мне всегда нравилось быть женщиной,я наслаждалась материнством и любовью. Я вообще по натуре мнительная,но в основном это раньше касалось других людей,я очень переживала в детстве из-за болезней матери, позже из-за болезней детей. Но так, чтобы на пустом месте, когда вроде бы всё в порядке и нет поводов для волнений, вдруг такая неконтролируемая паника... Я веду активный образ жизни, работаю, получаю второе образование,много общаюсь с людьми,обожаю своих детей и мужа,я люблю жизнь и хочу снова быть полноценной женщиной. Пожалуйста,разъясните,откуда такая реакция, какова причина моих страхов и как следует себя вести, чтобы не сойти с ума и вернуться к нормальной жизни? И ещё скажите пожалуйста, насколько серьёзна моя проблема? Требует ли она серьёзного лечения?Существует ли какая то экстренная помощь себе в подобных ситуациях? Заранее спасибо за ответ и за то, что прочитали всё это.
Автор вопроса: Елена Возраст: 38

На вопрос отвечает психолог Майнали Лариса Валерьевна.
Добрый вечер, Елена! Симптомы, которые Вы описываете в своем письме очень похожи на вегето-сосудистую дистонию или паническую атаку. Это психосоматическое расстройство, сопровождающиеся внезапными приступами тревожности, которое является естественной реакцией организма на преодоление опасности и направлена на выживание. При мнимой или реальной угрозе жизни, в кровь выбрасывается большое количество гормона коры надпочечников - адреналина или гормона страха. Чаще всего ПА проявляется в стрессовых ситуациях, и проявляется тревожными и неприятными ощущениями: сердцебиение, озноб, жар, потеря ощущения реальности, боль в груди, удушье, онемение конечностей... У каждого симптоматика может проявляться по разному.
Но на ровном месте ПА не возникает. Это физическая реакция на травмирующий опыт, подавленные негативные чувства и эмоции, вытесненные в бессознательное. Чаще всего, подобное случается с людьми, которые не делятся своими чувствами и переживаниями, замалчивают проблемы, не разрешают себе быть слабыми.
Вы действительно перенесли непростые жизненные трудности ( развод родителей, выкидыш, опасность летального исхода), но как-будто смогли справиться с этим. Попробуйте вспомнить, что Вы делали в тот момент, когда произошел первый приступ? Кто был рядом? Что Вы чувствовали?
У любого психосоматического заболевания есть вторичная выгода. Ответьте честно себе на вопрос - что Вы приобретаете с этими симптомами? Может быть Вам стали больше уделять внимание или Вы разрешаете себе не делать то, что не хочется, или стали больше больше прислушиваться к своим потребностям? Поняв это, Вы сможете понять в чем нуждаетесь, и как это можно получить другим способом.
По поводу экстренной помощи - дыхательные упражнения помогут снять приступ. Сядьте поудобнее, постарайтесь расслабиться и медленно вдыхайте и выдыхайте. Когда станет полегче, медленно выпейте стакан воды. Напишите заранее на листочке, что реальной опасности нет. Это просто страх, а со страхом можно справиться.И читайте его, как только почувствуете приближение тревожности.
Обратитесь к эндокринологу, сдайте анализы на гормональный фон. И обязательно обратитесь к психологу. Чем быстрее начнете терапию, тем лучше прогнозы на выздоровление.
Я готова Вам помочь. Всего Вам самого доброго!