Социофобия и ОКР.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемый психолог!
Все мы привыкли полагаться на свое естественное внутреннее чувство в таких вещах как: зрительный контакт, улыбка, смех, телодвижения и т.д.
Навязчивые мысли сбивают мое естественное чувство в таких, казалось бы, обыденных моментах.
Опишу подробнее, как это происходит.
Раньше, я спокойно следовал тем импульсам, которые появлялись у меня - посмотреть туда-то, сказать то-то, улыбнуться или засмеяться. Но у меня появились навязчивые мысли, копирующие эти импульсы. И они побуждают делать полную ерунду, например: долго-предолго смотреть человеку в глаза, дергаться, моргать глазами, сидеть с полностью грустным лицом, не смеяться, не улыбаться, совсем не говорить во время разговора.
С одной стороны очевидно, что надо просто этого не делать, но во время разговора мы часто смотрим другим людям в глаза, мы моргаем, иногда делаем серьезное лицо, когда лучше промолчать - молчим. Т.е. мы ИНОГДА делаем эти действия.
С этими ИНОГДА действиями у меня и случилась проблема.
Теперь, я не могу просто слушать свой внутренний голос, потому что к нему примешиваются эти лживые импульсы. Приходится постоянно проверять, естественный ли это импульс, или лживый.
В результате я начал бояться тех вещей, которые раньше страха у меня не вызывали: просто чуть-чуть помолчать, подольше посмотреть человеку в глаза, не посмеяться, остаться с серьезным лицом. Кажется, люди замечают, что я какой-то печальный из-за этого. Мне самому не нравиться этот "печальный" вид, и я себя заставляю вести по-другому - постоянно улыбаться, смеяться и контролировать как долго я смотрю на человека. Это сильно меня напрягает, вводит в плохое настроение и депрессию, и все повторяется снова и снова.
Я потерял ориентир, где норма, а где нет, когда следует отвести взгляд, когда улыбнуться или засмеяться. Приходится либо совсем этого не делать, либо заставлять себя это делать и это вызывает напряжение.
Хочется избавиться от этого излишнего самоконтроля, но нельзя полностью доверять собственным импульсам, которые часто заставляют делать полную ересь.
Очень хотелось бы снова вернуть естественность в эти элементарные вещи и просто получать удовольствие от общения.
Заранее спасибо! :)
Автор вопроса: Дмитрий Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте, Дмитрий. Хотелось бы уточнения, когда и после чего, т.е. после какого события в вашей жизни, у вас пропала способность "спокойно следовал тем импульсам, которые появлялись у меня - посмотреть туда-то, сказать то-то, улыбнуться или засмеяться". Я полагаю, что именно после этого вы потеряли уверенность в себе и стали себя излишне контролировать.
Сейчас же вы излишне внимательно относитесь к тому, какое впечатление вы производите на своего собеседника и излишне контролируете свои действия. Вы забыли о том, что вам нет нужды объяснять свое поведение другим и самому себе - правильно или не правильно вы поступаете, корректно или не корректно. Конечно, люди имеют право высказать вам, что им что-то не нравится в вашем поведении, но вы, в свою очередь, имеете право проигнорировать их замечания.
Вам надо начать работу над выработкой умения относиться к своим любым действиям как к изначально верным, работу над умением вести себя непринужденно и свободно.
Для этого существуют некоторые методики, применение которых поможет вам в этом.
Единственное, что мне хочется вам еще сказать, так это то, что не стоит рассчитывать на очень быстрый результат. Это довольно долгий и кропотливы труд, который потребует от вас дисциплинированности и временных затрат.
Если вы готовы к серьезной и продолжительной работе в этом направлении, готовы прилагать усилия, то я могу вам помочь и поработать с вами по этому вопросу.