От чего может появиться беспричинный страх?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 32 года, не женат, работаю, живу с родителями, отношения со всеми хорошие, характер спокойный, добрый, интроверт, амбициозен, жизнью своей и собой доволен. Опишу свою проблему в хронологическом порядке.
О Себе:
В детстве я был стеснительным, скромным, падал в обморок от уколов и забора крови. Меня это беспокоило и я много читал философского, практиковал медитации. К годам 26 я вырос из детских страхов, я не стал другим, в меру стеснителен, но себя полностью устраиваю, и успехи в работе и жизни дали мне твердую уверенность в себе, в своей ценности, в своем будущем.
Уже во взрослой жизни ПА повторялись случайно пару раз, иногда без видимых причин, но в основном при заборе крови, когда я не спал ночь или был под воздействием марихуаны, длились не более 5-10 минут, я к ним привык с детства и забывал сразу как ПА проходила.
Так же с детства беспокоили кошмары, которые всегда случались в течении получаса после засыпания, всегда одного сценария, в кошмаре была темнота и сильный страх, как будто некая темная сила, зло, без конкретного образа, и я не могу двигаться или тело ватное. Я всегда паниковал во сне и делал все чтобы проснуться.
Еще с детства был страх темноты. Вплоть до 27-29 лет я чувствовал умеренный страх темноты, ускорял шаг когда сзади темнота, оборачивался и.т.д.
С обоими проблемами: кошмары и страх темноты я разобрался 2-3 года назад, в кошмарах я перестал убегать, а шел навстречу пугающей темноте, примерно так же поступил со страхом темноты, шел и сидел в то место, которое казалось самым зловещим, 1 раз провел ночь один за городом. После этого мне кошмары не снились и темнота не вызывает никаких эмоций.
До этого года у меня не было никаких проблем с нервами, я был уверен, что нервы у меня железные, и что я способен справиться с любым стрессом.
Вредные привычки:
Лет в 15 попробовал сигареты, лет в 16 марихуану, алкоголь. Алкоголь плохо переношу, употребляю по праздниками пару раз в год некрепкие напитки. Сигареты курил постоянно лет с 18 до 31, в прошлом году перешел на электронные, а месяц назад бросил совсем. Марихуану стал употреблять часто (почти каждый день, временами несколько раз в день) лет в 25 вплоть до этого года, месяц назад бросил. Временами пил пирацетам, чтобы вернуть ясность в голове, когда курил сигареты и марихуану.
Последние пару лет у меня умственная малоподвижная работа, начал пить фенотропил для повышения работоспособности, иногда спать хотелось на работе после обеда, а потом и просто чтобы меньше спать и больше делать, но не более 1 таблетки в день, в выходные не пил. Пил много кофе, 3-6 чашек эспрессо в день. Ел в основном вечером, мало спал, 4-6 часов в сутки в среднем.
Проблема:
За месяц до события были предпосылки, было трудно сосредотачиваться на работе, под вечер чувствовалось раздражение, дискомфорт в солнечном сплетении, были тревожные мысли о состоянии здоровья. Все это я объяснял себе вредными привычками, после - новогодней ленью и пережитым под новый год стрессом.
29 января 2016 года я как обычно покурил марихуаны перед сном, собрался спать и почувствовал тошноту, в голову пришла тревожная мысль и началась ПА, я подумал, что много покурил и лег спать, потерпел минут 10 и уснул.
Утром я проснулся как обычно, позавтракал, делал какие то дела, и часа через 3 ПА повторилась. Я не курил с утра, и в поисках причины страха я подумал о проблеме с желудком, так как была тошнота, отрыжка, и в последнее время были проблемы с пищеварением, с этого момента я уже воспринимал страх как симптом. Вечером я вызвал скорую, и затем еще 2 раза, мне делали УЗИ брюшной полости, анализы крови, мочи, я ходил к терапевту, прошел ФГДС. Все это время мне было очень плохо, врачи мне говорили попей мотилиум и пройдет и в таком духе, а мне казалось, что я умираю, все свободное от врачей время я спал или старался спать, так как только во сне я чувствовал облегчение.
К 3 февраля, через 5 дней от начала приступа я уже знал что с моим здоровьем все хорошо, но тем не менее меня все так же беспокоила жуткая тревога, чувство страха физически ощущаемое как непреходящая, неконтролируемая ноющая боль в солнечном сплетении (не помогали ни дыхательные упражнения ни медитация), я дошел до крайней степени отчаяния и безысходности, плакал. Осознавая что это или неврология или психология я решил обратиться в психоневрологический диспансер. На след утро я внезапно почувствовал облегчение, выпил таблетку фенотропила и пошел на прием. В течении недели я сдавал анализы и затем мне поставили диагноз Невротическое расстройство и предложили лечь в стационар, я отказался.
Всю эту неделю я пытался помочь себе сам, я пробовал различные успокоительные, доступные без рецепта (Персен, валериану, тенотен, глицин, пустырник, мелиссу), но они никак не влияли на чувство страха в груди, вызывая только зевоту, начал пить Афобазол, и случайно я понял, что мне помогает фенотропил (думал придаст сил, чтобы дойти до врача), чувство страха стало таким какое оно должно быть, контролируемым и ненавязчивым.
Я начал читать книги по психотерапии неврозов, закрыл больничный и пошел на работу. Я сделал вывод, что надо менять образ жизни, я бросил все вредные привычки и стал правильно питаться, каши, варенные овощи, мясо, фрукты, 3-5 раз в день, ложиться спать в 12 и спать пока не проснусь (к 9 просыпался сам). Через неделю все было отлично, намного лучше, чем раньше, настроение, энергичность, работоспособность, благодаря отказу от вредных привычек, диете и режиму. Я сбросил пару килограмм, цвет лица стал здоровым, осанка выпрямилась.
Я решил заняться спортом, записался на тренировку. На тренировке ощущения от физической нагрузки, одышка, замутненность сознания вновь вызвали страх, но ПА не было, я осознавал, что это просто страх. Тем не менее страх не прошел в этот день, ни на следующий, страх не выливался в ПА, но занимал все мое внимание, я не мог ни есть ни думать о чем либо, все стало не важным, даже самое важное, я был крайне раздражительным. Из книг я знал, что единственный способ победить страх это сталкиваться с ним. На след день, проспав сутки, я пошел в баню с другом, так как боялся, что в бане будут те же ощущения. Казалось бы после бани стало лучше (я пошел туда куда боялся), но на самом деле страх просто стал другим, на след день мне приснился сон, в котором я просто ругался с кем то (обычный сон, не кошмар) но я проснулся весь мокрый и с сильным чувством страха. После этого страх стал беспричинным, он просто появлялся без мыслей, неожиданно, и даже превратился в страх страха, приводя к отчаянию и безысходности.
Сейчас, на четвертый день после рецидива я выпил фенотропил и мне легче (страх перестал быть навязчивым, но остался осадок и напряженность от того, что я не знаю что происходит). От тренировок пока отказался, взял отпуск, планирую идти к психотерапевту.
Меня беспокоит вопрос что происходит, я конечно не специалист, но я почти уверен, что у меня нет внутренних конфликтов или иных причин невроза, Я могу сказать, что я счастливый человек, в последние 3 года мои мечты сбываются, я очень люблю свою работу, моя работа мое хобби.
Я так же уверен что марихуана не может быть причиной, прочитал много историй и исследований об отказе от марихуаны, все описываемые симптомы у меня прошли незамеченными на фоне страха в первые недели первого приступа. Спал всегда как медведь не просыпаясь даже в шумном окружении, сейчас иногда просыпаюсь ночью, но снова засыпаю.
Мой вопрос каковы могут быть причины моей проблемы, и почему мне помогает фенотропил?
Заранее спасибо за помощь и участие.
Автор вопроса: Дмитрий Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Дмитрий!
Беспричинные страхи, панические атаки, фобии - все это сигналы психики человека на то, что существует глубоко вытесненные, умело замаскированные нашим рациональным сознанием травмирующие воспоминания, жизненные ситуации, переживания. И несмотря на то, что повода для их проявления сознание не может определить, причина у всех этих явлений есть, и обычно, она действительно связана с травмой в прямом и переносном значении.
Вы правильно написали, чтобы понять причин страха, с ним нужно встретиться «лицом к лицу». Однако, защитная миссия нашей психики работает по усвоенному с детства «принципу удовольствия» - всячески избегать появления мыслей или воспоминаний о том, что когда-то причиняло нам боль или неудовольствие. Используя доступные психики защитные механизмы, она старается оградить человека от них, вытеснив их и похоронив в архивах памяти.
Однако стремление вытеснить и забыть иногда бывает настолько сильным, что полностью удалив ситуа-цию, когда-то являвшуюся травматической, человек не в состоянии справиться с аффективной составляю-щей, вызывая появление приступов паники, фобий и страхов в повседневной, такой спокойной и размерен-ной жизни. Страх, который соматически обитает где-то в районе солнечного сплетения, и не получивший согласие сознания на естественное реактивное избавление – бегство, начинает оказывать воздействие на разные органы человека: вызывает нарушение в системе пищеварения, приводит к учащенному сердцебиению и повышению давления, вызывает спазмы сосудов и мышечного корсета.
Кроме того, наличие панических атак может свидетельствовать о страхе экзистенциальном – боязнь смерти, боязнь жизни, а также может свидетельствовать о наличии в кругу семьи какой-то тайны, которую тщательно оберегают от раскрытия.
Вы пишите, Дмитрий, что пытаетесь справляться с такими ситуациями с помощью лекарств и легких наркотиков. Но, в таком случае, Вы еще больше провоцируете проявление всех этих симптомов. Лекарства подавляют и так вытесненные истоки такого поведения, способствуя увеличению общего напряжения ситуации, а наркотические вещества лишь ослабляют попытки психики удержать ситуацию под контролем. Так что Вы раскачиваете лодку, которая и так еле держится на плаву, еще сильнее.
Даже экзерсисты, прежде чем изгонять дьявола, вынуждают его проявиться, показать свое истинное лицо. А Вы даже не пытаетесь дать возможность себе установить причину Ваших страхов, понять их источник. Для этого просто необходима работа над собой в поисках этих самых причин. Вы можете делать это самостоятельно или вместе со специалистом, но Вам нужно начинать это делать как можно раньше. Причем причина - это не просто «боязнь темноты». Это уже ситуация, с которой она связана. А причина - это то, почему Вы ее боялись, с чем была связана эта боязнь.
Встреча со смертью близких в раннем возрасте, угроза жизни своей или близких Вам людей, насилие, тайна рождения или смерти – все это может стать основой появления экзистенциального страха, который теперь ищет доступные ему формы проявления. Но поскольку напряжение от невозможности определить истинную причину остается и растет с каждым приступом паники или страха, то со временем это может вызвать хронические заболевания разных органов и нарушения в психике.
Именно поэтому Вам, Дмитрий, нужно попытаться найти источник этих страхов, понять их причину и, воз-можно, найти новую возможность справиться с ними в сегодняшней жизни, поскольку способ, которым Вы справлялись с ним раньше становиться слишком неэффективным в новых условиях Вашей жизни и будет требовать от Вас увеличения доз лекарственных препаратов или толкать на поиск новых способов «заглушить» сигналы Вашей психики о помощи.
К тому же, и лекарства и наркотики – это попытка внешними способами справиться с внутренними проблемами, которые пока для Вас не ясны. А значит и воздействие их будет не эффективным. Это все равно, что лечить мигрень средствами от подагры.
Избавьтесь от страхов, которые мешают Вам вести здоровую и радостную жизнь. Полюбите себя и спасите своего внутреннего ребенка от страхов.
С уважением, Елена Гладкова