Можно ли избавиться от страхов? Мне вообще страшно жить!!!

Вопрос психологу:
Доброго времени суток!
Мне 34 года, есть ребенок, 1.5 года нахожусь в разводе. Брак свой счастливым назвать не могу, муж был сильнее меня морально, постоянно меня унижал, оскорблял, говорил, что я не привлекательная (я действительно набрала много килограммов, после любого стресса у меня начинается жор, но это другая история), ничего из себя не представляю, ничего не умею, не разрешал шагу сделать без его ведома и т. д., я его боялась и все терпела, терпела даже измены (воочию не видела, но доказательства были), но когда дело дошло до рукоприкладства я порвала сразу. Этого не могу и не хочу терпеть. Но и теперь во мне сидит животный страх к нему, а он манипулирует мной с помощью нашего ребенка (я позволяю ему с ним общаться ради ребенка, но делаю это также потому, что боюсь его, что он может его увезти, украсть, забрать, о чем он мне постоянно напоминает и угрожает, я боюсь, что он убъет меня, моих родителей, отберет или убъет любимую кошку, во общем богатая фантазия....). Он может попросить денег взаймы, сходить куда-нибудь, сделать что-нибудь для него я это делаю, потому что боюсь его разозлить...Недавно он сообщил мне, что хочет сойтись со мной и соскучился, я ему отказала, потому что я и жить с ним не могу и не хочу, потому что боюсь его, он же меня бил!!!! А он стал угрожать опять, что если мы хотя бы не встретимся и у нас не будет близости, то я пожалею и буду плакать... У меня проскользнула мысль, чтобы сделать так, чтобы опять же его не злить, но это уже предел..... Я очень его боюсь и он это знает.... Несколько лет назад меня ограбили два раза практически на одном и том же месте и полицейский сказал, что у меня на лице написано, что я жертва... так оно и есть. У меня непростые отношения с отцом, он выпивает и были рукоприкладства с его стороны и я жила после этого с ним и ходила по квартире с газовым баллончиком, мне было очень страшно этот след остался до сих пор. Я думаю по-этому это послужило причиной развода с мужем, иначе я бы и это терпела от него. И по улицам мне страшно ходить даже днем после ограбления. И вообще я живу в постоянном страхе!!!! Мне вообще страшно жить!!! Хочется избавится от этого, но самостоятельно я сделать это не могу. Можно ли избавиться от этих страхов и как? Если Вы сможете мне помочь, я буду очень благодарна. Спасибо.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Мещеряк Надежда Владимировна.
Добрый вечер, уважаемая Татьяна!
Ваш муж – образцовый представитель типичного тирана. Тиранами становятся люди слабые, ничтожные в душе. Обычно они находят себе жертву, которая и становится источником их «силы». Хотя внешне все выглядит не так. Наталья, Вы большая умница, что положили конец таким отношениям и, одновременно – начало к своему психологическому выздоровлению. Понимаю, что Вам сейчас страшно и дискомфортно, но вначале всегда тяжело – у Вас все получится. Я чувствую в Вас, пока такой растерянной и напуганной, прочный стержень, который и помог Вам сказать: «Нет» насилию. Однако тяжелые, деструктивные отношения сначала с отцом, а потом и с мужем (вряд ли это совпадение) имеют свои последствия. И с ними можно и нужно бороться!
Как долго Вы были в браке (жили вместе) с этим человеком? Вы живете одна сейчас – есть ли кому из близких оказать Вам поддержку? Я думаю, было бы неплохо переехать к кому-то из родственников, либо пригласить пожить с Вами маму, если среди них есть действительно близкие, понимающие люди. На первых порах это поможет Вам снизить страх, почувствовать себя увереннее.
В официальном ли Вы разводе? Кому суд назначил опеку над ребенком? Если Вам, то Вам нечего боятся – бояться надо ему, так как именно ему будет грозить уголовная ответственность за кражу ребенка. Когда Вы немного проработаете свои страхи и наработаете уверенность в себе – Вам необходимо будет дать ему это понять (обо всем этом ниже).
Как именно он Вам угрожал? Я настоятельно рекомендую Вам, прежде всего, сходить в полицию, рассказать об эпизоде физического насилия и угрозах, подать на него заявление. Смело настаивайте на том, чтобы подать на него заявление (несмотря на то, что участковый может Вас отговаривать – не слушайте недобросовестных и ленивых полицейских, которым лень разгребать очередное дело!). Преследование – это один из 5 видов насилия, наряду с: физическим (избиение), сексуальным, эмоциональным и ментальным (психологическим). И оно, наравне с физическим и сексуальным, подлежит ответственности перед законом!
Вам необходимо прекратить позволять собой манипулировать. Четко выставить свои границы: Вы ему ничего не должны! Наотрез откажитесь от предлагаемой интимной близости (не забудьте описать это в заявлении в милиции: совместно с уже произошедшем однажды эпизодом рукоприкладства – это серьезные, подтверждающие то, что Вы в опасности, факторы). Сообщите ему, что на него уже подано заявление и Вас будет охранять закон. Это его должно отпугнуть, так как такие люди, как он, позволяют себе все лишь тогда, когда предполагаемая жертва исправно играет свою роль. Не давайте ему денег взаймы. Постепенно откажитесь от других услуг (куда-то сходить и т.п.).
Я предлагаю Вам работать с психологом над:
1. снятием тревоги и страха (повышение уровня самоконтроля, релаксация и когнитивная психотерапия)
2. проработкой роли жертвы
3. проработкой детских психотравм (связанных с отцом)
Я, также, рекомендую Вам:
• проконсультироваться у юриста . Специалист подскажет Вам наилучшие законные пути преодоления Вашего конфликта: как правильно развестись (например, в Украине развод могут дать без присутствия пары), как оградить себя от преследований. Возможно, Вы можете лишить бывшего мужа права видеться с ребенком в суде: подумайте, может ли он чему-либо хорошему научить малыша?
• пройти курсы самообороны для женщин. Не поленитесь найти время и средства: это поможет Вам чувствовать себя в безопасности. Если в вашем городе нету таких курсов, либо Вы не можете их посещать по другим причинам, я постараюсь Вам максимально помочь дистанционно (поищу для Вас лекции, материалы, мастер-классы онлайн).
• по возможности переехать к родственникам, которые Вас поддерживают - особенно хорошо, если среди них есть мужчины.
Татьяна, Вы умница, Вы уже сделали немало - разорвали отношения с недостойным человеком и обратились за помощью - я желаю Вам удачи! Обращайтесь, буду рада Вам помочь!