Боюсь общения более чем с одним человеком.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Катя, мне 22 года. Моя проблема в том, что я не могу общаться больше, чем с одним человеком. У меня несколько лучших подруг с детства, есть молодой человек, с ними я спокойно общаюсь. Так же без проблем завожу знакомства и общаюсь с новыми людьми. Опять же, если не присутствует кто-то еще.
В любых компаниях всегда молчу, даже если есть, что сказать. Все принимают это за скромность, но на самом деле я просто боюсь что-либо сказать. Я очень сильно напрягаюсь в компаниях, даже знакомых и мне это очень не нравится. Я очень неловко себя чувствую, когда езжу с мч к его родителям, т.к. всегда молчу, ни слова не могу произнести из-за напряжения и страха. При чем, если оказываюсь наедине с кем-то из них, то могу спокойно вести беседу.
Проблема началась с детства.
Лет в 6, когда я начала разговаривать по телефону со своей подругой. Я не могла вести разговор при посторонних даже на нейтральные темы. В живую я тоже никогда не могла разговаривать с любым человеком при ком то.
В школе у меня были большие проблемы с учебой из-за этого. Если учитель что-то меня спрашивал на уроке или вызывал к доске, меня бросало в жар, темнело в глазах, я чувствовала сильную слабость, страх, головокружение. Даже если я знала ответ, я не могла ответить перед всем классом, т.к. боялась, что мой ответ окажется не верным, глупым и все будут смеяться.
В старших классах я рассказала о своих ощущениях подруге. Она сказала, что я странная. Никому не рассказала, но стала подкалывать и временами называла меня дурой.
Помню после этого был случай, когда мы и еще несколько одноклассников ехали после школы на автобусе. Моя подруга (эта же) изучала немецкий и написала что-то по-немецки пальцем на стекле. Когда я спросила, что она написала, она громко, при одноклассниках сказала - "Катя - дура". Все смеялись, а я после этого вообще перестала с кем-либо разговаривать, т.к. мой страх усилился еще больше.
Был так же случай, который я до сих пор вспоминаю с ужасом. Учительница задала мне вопрос на уроке. Я оказалась не подготовлена и не знала ответ. Я молчала, боясь что-то сказать. Один из моих одноклассников мне нашептывал ответ и я произнесла его. Весь класс, включая учителя хохотали в голос. Потом припоминали мне этот случай до самого окончания школы.
В итоге я просто перестала готовиться к урокам, т.к., даже если готовилась и знала ответ, получала двойки из-за своего страха ответить. Со временем, когда меня спрашивали, что бы не мучиться, я стала сразу говорить - "я не знаю".
Не скажу, что бы в школе меня травили, но подобных случаев было не мало. И чем больше их случалось, тем больше усиливался мой страх. Не могу сказать, с какого конкретного случая все началось, помню только некоторые особо яркие моменты.
Из-за этого я даже не пыталась поступать в колледж или Вуз. Боялась, что меня будут спрашивать и вызывать при всех к доске. Отучилась в ПТУ на фотографа, т.к. мне нравится этим заниматься + там пишут только конспекты. Хотя один раз пришлось выступить с докладом, и это было ужасно. Повторяются те же самые ощущения, что и в школе. Темнеет в глазах, страх и т.д. Т.е. к 17 годам ничего не изменилось.
До 20 лет я работала и постоянно сталкивалась со своей проблемой, с этими ощущениями. (Работала продавцом-консультантом или на складе). Я хотела стать студийным фотографом, но не смогла из-за этой проблемы, пришлось бросить.
Сейчас уже 2-ой год я - домохозяйка. Я все еще хочу стать студийным фотографом, визажистом или имиджмейкером. Но понимаю, что из-за своей проблемы не могу. С моими страхами, такая работа не будет приносить мне радости, т.к. работа с клиентами меня напрягает еще больше. Тут уже даже с одним человеком сложно.
Я хочу решить эту проблему, спокойно общаться с людьми, работать фотографом. Думаю насчет того, что бы пойти на курсы ораторского мастерства, но не знаю, поможет ли это.
Может быть, Вы можете мне объяснить, что со мной происходит и посоветовать что-нибудь? Заранее спасибо!
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог .
Здравствуйте Катя!
Давайте проанализируем Ваше письмо вместе. Вы ответите на мои вопросы, поразмышляете над своими ответами и тогда примите решение о том, что же Вам делать дальше.
Вы пишите: «Моя проблема в том, что я не могу общаться больше, чем с одним человеком. У меня несколько лучших подруг с детства, есть молодой человек, с ними я спокойно общаюсь.»
Вопрос: Вы общаетесь с ними спокойно тоже только по одному? Они знакомы между собой? Вы чувствуете себя комфортно только тогда, когда поведение окружающих предсказуемо?
Вы пишите: «В любых компаниях всегда молчу, даже если есть, что сказать. Все принимают это за скромность, но на самом деле я просто боюсь что-либо сказать».
Вопрос: А что такое скромность в Вашем понимании? Если Вы не считаете себя скромной, то значит, Вы просто боитесь, мнения окружающих, т.к. у Вас высокие притязания, но непонимание окружающих может подорвать Вашу уверенность в себе?
Вы пишите: «Я очень неловко себя чувствую, когда езжу с мч к его родителям, т.к. всегда молчу, ни слова не могу произнести из-за напряжения и страха. При чем, если оказываюсь наедине с кем-то из них, то могу спокойно вести беседу».
Вопрос: Екатерина, сама мысль о том, что надо что-то говорить, вызывает напряжение у любого человека. Если играешь роль, то можно забыть слова, отсюда и страх. Вы пытаетесь соответствовать определённому образу, общаясь с родителями М.Ч.? Вероятно общение с родителями по отдельности связано с какой-либо совместной деятельностью и строится на вопросах и ответах, поэтому и проще? Для того, чтобы не страшно было говорить с людьми, надо учиться внимательно слушать и слышать их, находить точки соприкосновения и говорить об этом, тогда Вы сможете быть естественной, что существенно облегчит общение.
Вы пишите: «В живую я тоже никогда не могла разговаривать с любым человеком при ком то».
Вопрос: Кроме Вас в семье это кого-либо волновало? У Вас был в семье значимый взрослый, которому Вы могли поверять свои детские проблемы? К Вам предъявляли высокие требования и ожидания? Вы были в детстве свидетелем конфликтов между членами семьи? Если Да,то лучше решать проблему с психологом.
Вы пишите: «..рассказала о своих ощущениях подруге. Она сказала, что я странная. Никому не рассказала, но стала подкалывать и временами называла меня дурой».
Вопрос: Такие отношения Вы называете дружбой и продолжали общаться, терпели такое отношение? Зачем Вам была нужна такая дружба? Разве Вы недостойны других друзей?
Вы пишите: «Один из моих одноклассников мне нашептывал ответ и я произнесла его. Весь класс, включая учителя хохотали в голос».
Вопрос: Екатерина, то, что Вы пишите о своей школе, вызывает у меня огромное чувство негодования по отношению к педагогу. Утверждаться за счёт детей и зарабатывать себе дешёвый авторитет среди учащихся, может только очень слабый и безнравственный человек, и я сочувствую Вам и тем детям, которых она учит. Что бы Вы сейчас ей сказали? Напишите всё, что Вы думаете обо всех людях, которые причинили Вам зло, перечитайте и скажите: «Да, это было, да Вы были в моей жизни, но это не значит, что Вы и дальше сможете мешать мне стать счастливой, поэтому прощайте навсегда, я Вам такой радости не доставлю!» После этого можете сжечь эти записи, или порвать на мелкие кусочки и выбросить. Это будет символическим закрытием прошлого негатива.
Вы пишите: «…один раз пришлось выступить с докладом, и это было ужасно. Повторяются те же самые ощущения, что и в школе. Темнеет в глазах, страх и т.д. »
Вопрос: Страх публичных выступлений изживается вполне, если репетировать свои выступления за ранее и проигрывать их успешность мысленно. И конечно изжить что-то можно только деланием, то есть, преодолевая страх до тех пор, пока он не исчезнет.
Вы пишите: «…пойти на курсы ораторского мастерства, но не знаю, поможет ли это. Может быть, Вы можете мне объяснить, что со мной происходит и посоветовать что-нибудь»?
Екатерина, то, что с Вами происходит, не является чем-то страшным и непоправимым. Вы молоды, и сможете откорректировать последствия тех психологических травм, которые Вы получили в детстве и юности. Если не получится самостоятельно, то обратитесь к психологу, который поможет Вам поэтапно проработать проблему. Удачи Вам Екатерина на пути к своему истинному Я!