Страх за взрослого сына.

Вопрос психологу:
День добрый
Пишу потому, что жизнь становится труднее и невыносимее с каждым днем... Мне 57 лет, разведена, у меня двое взрослых детей: дочь, ей 34 года и сын, ему 24 года. За дочь я спокойна, она замужем, у нее есть дочь и муж, работа... С сыном все гораздо сложнее... он - инвалид детства, пытается учиться уже в третьем институте... вернее даже не пытается, валяет дурака целыми днями: компьютер, игры, сериалы... Периодически выпивает, курит травку, думаю, что были опыты и с более серьезными наркотиками... Последний год он живет один, я вынуждена была по работе переехать в другой город, бываю дома 1-2 раза в месяц, редко возвращаюсь из этих поездок со спокойной душой... Первые полгода я, честно говоря, наслаждалась жизнью в новом прекрасном городе, а потом вот обнаружились его эксперименты с наркотиками... После этого я практически перестала жить... Я не знаю, что делать, в советчики он меня давно не берет... Мне давно уже достаточно просто знать, что он жив... Я давно уже прошу только о кратком сообщении по скайпу:"у меня все в порядке", но сын называет это гиперопекой и отказывается писать... В правилах написано, что нужно подробно описать ситуацию, вот я и описываю... Мой вопрос касается не сына, он касается меня, я совсем не могу жить... Я постоянно плачу, у меня за эти полгода было 3 приступа стенокардии, у меня начинается паника, если от сына нет весточки... Пожалуйста, поймите, я не истеричная тетка (хотя теперь, наверное, уже истеричная), я - законченный трудоголик, люблю путешествовать (4-5 раз в год бываю в серьезных поездках, например, 2015 - это Египет, Индия, Египет, Восточные Саяны, Таиланд, Танзания... причем две египетских поездки - это были дайверские поездки), я - реально смелая женщина, может, даже немного безбашенная..., но сейчас я превращаюсь в медузу: я живу только для того, чтобы прочитать в скайпе пару строк от сына... Может мне надо бросить работу и вернуться домой? Смогу ли я изменить ситуацию? Ведь он давно не хочет слушать мои советы... Но здесь, кроме всего прочего, я ведь и от чувства вины загибаюсь... Но, если я бросаю работу, то это значит, что впереди меня ждет только пенсия, про путешествия и дайвинг придется забыть... Наверное, смогу... я - увлекающийся человек, найду, наверное, другое что-то... В конце-концов, так, как сейчас, я, наверное, долго-то не проживу... У меня совсем нет страха смерти, иногда я думаю, что это хороший выход, потому, что с тем, что творится в моих мозгах, жить невозможно... Невозможно жить в состоянии постоянного ужаса, страха, тревоги... и вины...
Автор вопроса: Janet Возраст: 57

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Джанет.
Это реально страшно:
Ты видишь, как самый родной тебе человек делает всё, чтобы разрушить себя, а сделать ничего толком не можешь.
К сожалению, лекарство от Вашего страха только одно - надо что-то делать, надо действовать.
К сожалению, приходится констатировать, что химическая зависимость (а у парня именно она) - штука крайне опасная и очень липкая. Так просто, уговорами и угрозами, она не снимается. тут нужная работа многих и многих специальстов-медиков: от терапевта общей практики до психоневролога и гомеопата. Естественно, что наркологи и психиатры - между этими отраслями и они тоже нужны.
Вашему сыну нужна очень серьёзная наркологическая помощь, дорогостоящая и достаточно своеобразная по форме и регламенту (ну никто Вам не скажет, сколько понадобится времени и сил!).
Во-первых, ему нужна процедура глубокой детоксикации: многодневное лежание в стационаре (и никак больше!) с капельницами и медикаментозной терапией.
Возможно, эту процедуру придётся повторять не один раз.
По ходу детоксикации, с сыном будут работать специалисты разного профиля, сделают все анализы, предоставят возможность консультироваться с психологами и т.д.
Но это только начало.
Вернувшись домой, он должен будет соблюдать режим и порядок: есть то, что ему скажут (алкоголикам, например, нельзя есть крахмалосодержащие продукты, пить кофе и крепкий чай, есть шоколад и т.д.), делать определённые процедуры и , самое главное, не общаться с теми, с кем он привык. То есть, возникает ещё одна важнейшая задача - ВЫТАЩИТЬ ЕГО ИЗ ТОЙ СРЕДЫ, КОТОРАЯ СДЕЛАЛА ЕГО БОЛЬНЫМ! И это, пожалуй, самое трудное.
Есть такое понятие - "потребностный цикл". То есть, когда и что именно "включает" потребность ,скажем,
принять дозу. Да, конечно, это - физиология. Гормоны, биохимия крови и т.д. Но стимулом может явиться всё, что угодно: картинка, шприц, аптека, слово "аптека" или слово "таблетки" и т.д. Понимаете? В-общем, контактная сфера, социум наркомана - важная часть, входящая в этот потребностный цикл. От вида какого-то знакомого, от стиля одежды, от воспоминания может начать изменяться состав крови, выделяться те или иные гормоны, запуская в человеке страшное и неотвратимое желание!
Поэтому, для наркоманов и алкоголиков так важны изоляция и содержание в особых, очень спартанских условиях.
Об этом можно много говорить. И Вы, я уверен, всё сами знаете.
Что Вам делать?
Надо ОЧЕНЬ ЛЮБИТЬ СЫНА И ПОНИМАТЬ, ЧТО ЛЮБОЕ ВАШЕ ДЕЙСТВИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ЕГО ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ, ДОЛЖНО БЫТЬ:
1. ЭМОЦИОНАЛЬНО - ТОЛЬКО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ, ПОЗИТИВНО ОКРАШЕННЫМ. Даже терпеть надо научиться не страдая, а надеясь!
2. РАЦИОНАЛЬНО ОБОЗНАЧЕННЫМ: он должен знать возможный результат действий, зачем нужно действие, что ему ждать и т.д. Допустим, надо спокойно и рационально объяснять, что изоляция нужна для того, чтобы снимать ощущение доступности, усложнять путь яда в организм и т.д.
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ! То есть, нужная стратегия! И стратегия должна быть озвучена: сначала мы проходим детоксикацию, параллельно - делаем анализы, потом и т.д.
Вам будет проще жить!
НО! Если у самой нет сил, то надо либо учиться эти силы где-то пополнять, либо делать то, на что сил хватает: просто ухаживать за ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, РОДНЫМ И БЛИЗКИМ!
Если нет сил, то не стоит пытаться убедить его - не выйдет. Он быстро выведет Вас из равновесия и будет очень серьёзный конфликт, усложняющий и без того сложную ситуацию.
Ваше здоровье - залог того, что сын поправится. Надо прежде всего научиться дуиать о себе!!!
Последнее - коротко!
Суть всех Ваших разговоров с сыном должна быть такова:
Химическая зависимость - смертельно опасное ЗАБОЛЕВАНИЕ. Вины его в этом нет, но ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЕЖИТ ИМЕННО НА НЁМ!
Об этом надо говорить МАКСИМАЛЬНО СПОКОЙНО, НЕЭМОЦИОНАЛЬНО, ДАЖЕ ЦИНИЧНО!
Говорить, что Вы его понимаете - категорически нельзя! Наоборот, скажите, что такого ада, который он испытывает, Вы бы сами не выдержали! Только он сам понимает себя! И Вы ему ВЕРИТЕ!
Пишите. Я понимаю, что вряд ли сильно Вам помогаю, но надеюсь, что что-то пригодиться. А . Журавлёв