Тревожное расстройство или серьезнее?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Помогите разобраться, что со мной происходит.
Начну с начала. Где-то 5-6 лет назад мне ставили диагноз ВСД (дистония). У меня была шаткая походка, не вздохнуть полной грудью и другие симптомы. Все эти годы я был достаточно нервным, переживал, понемногу тревожился. Года 3 назад появились панические атаки, правда очень редко. Казалось, что задыхаюсь, падаю, голова кружится и страх. Еще иногда при напряжении дергал шеей и головой (не сильно, едва заметно). Но вообще жил нормально, особо это не мешало. Но вот год назад (в мае) у меня был сильный стресс, за месяц было 7-8 панических атак. А с июля стала появляться сильная тревога, не знал куда себя деть. Начал принимать всякие успокоительные (пустырник, потом афобазол). В августе появился страх, что могу нанести вред родным или себе. Какое-то время избегал острых предметов, уносил подальше. Обратился к психотерапевту. Поставили тревожное расстройство. Также начитался всяких симптомов, появился сильный страх шизофрении. Боялся увидеть и услышать галлюцинации. Ко всему присматривался, прислушивался, всего пугался. Постоянно искал у себя симптомы. Врач убеждал меня, что я не схожу с ума. Выписал Сероквель 75-100 мг. Лечился до декабря, потом попал в больницу с аппендицитом. После операции таблетки не принимал. Но все страхи отступили, плохих мыслей практически не было. Подумал, что может в наркозе какие-то успокоительные. С декабря по середину марта особо проблем не было. Но вот недавно стали опять появляться плохие мысли. Начал боятся взрыва газа, было не по себе, когда кто-то готовил на кухне. Представлял, что вот вот бабахнет. Через неделю сидя в интернете появилась мысль - за мной следят, знают какие сайты я посещаю. Резко нахлынула тревога. Я читал, что у шизофреников есть мания преследования. Это меня очень испугало. И теперь у меня в голове застряла эта мысль, часто вспоминаю про слежку, начинаю себя накручивать. Причем я знаю, что это все неправда. Пытаюсь мысленно себя успокоить, проговариваю - да все это бред, да кому я нужен. Когда иду по улице, у меня нет ощущения, что за мной следят. Хотя могу себя накрутить.
Вот что со мной? То ли, это очередная пугающая навязчивая мысль, то ли у меня действительно начинается мания преследования. Значит не тревожное расстройство, а что-то серьезнее? Может ли это быть вялотекущая шизофрения?
И еще вопрос, если у меня все таки тревожное расстройство, то может ли оно перейти в психоз? Где-то читал, что невроз защищает от психоза, правда ли это?
Автор вопроса: Дмитрий Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Дмитрий!
Так уж получилось, что Вы не первый Дмитрий, которого тревожат беспричинные страхи, панические атаки и навязчивые мысли, и который ищет поддержки на нашем сайте.
Если Вам будет интересно узнать поподробнее возможные причины этого явления, то Вы можете посмотреть их в ленте моих ответов.
Что же конкретно в Вашем случае послужило запуском такого психологического явления сказать однозначно по столь небольшой информации представляется сложным и самоуверенным, поэтому для выявления именно Ваших «пусковых» установок нужно разбираться более подробно, желательно со специалистом.
Вкратце скажу, что причин может быть как одна, так и «целый букет». Однако, почти наверняка, это связано с травмирующей ситуацией из глубокого детства, а проявляется в более взрослом возрасте из-за большого количества наслоений ситуаций, чем-то напоминающих ту основную травму. Под травмой в данном случае следует понимать не получение физического повреждения (хотя она может сопровождаться и закреплением в телесных реакциях организма), а скорее состояния, при котором психики ребенка не смогла справиться с переживаниями, мыслями или действиями, которые появились в какой-либо жизненной ситуации. Очень часто страх быть наказанным за какое-то свое действие, реальное наказание, сопровождающее такое действие или высказывание и даже мысли может быть настолько сильным или оказывать настолько сильное воздействие на не окрепшую психику ребенка, что подлежит вытеснению настолько глубокому, что перестает связываться с этим самым страхом или реальным наказанием. Механизмы психики обладают настолько богатым ассортиментом защит, что способны уберечь ее от травмирующих воспоминаний собственного несовершенства или «плохости» в таких ситуациях. Именно поэтому им удается разъединить сами воспоминания от эмоциональной составляющей их сопровождающей. И вот такой «обезличенный» страх, который когда-то имел конкретный объект или ситуацию становится «беспричинным», неопознанным, блуждающим по просторам психического в человеке. Но, поскольку эмоциональная составляющая отчаянно пытается присоединиться к своему источнику, но не может найти подходящий объект, она может начать присоединяться к другим, более выраженным и определенным сознанием источникам, становиться фобиями, или начать появляться в виде приступов панических атак, парализующих сознание, вызывающих соматические проявления, запускающие механизм «бегства от опасности» - учащенное дыхание, ускоренное сердцебиение, потливость, двигательный паралич или двигательную активность, мобилизующуюся в повторяющихся навязчивых действия и мыслях.
Этот страх также может проявляться в галлюцинаторных слуховых или визуальных явлениях, вызывать приступы паранояльного страха.
Однако, несмотря на похожесть всех этих признаков на серьезные психологические расстройства, рекомендую все-таки не искать у себя именно эти расстройства, а попытаться разобраться с их более «невротическими» проявлениями.
Для этого подойдут сеансы у психоаналитика или психолога другого направления, работающего с синдромами панических атак и неврозом навязчивости. Вы сможете с помощью анализа событий своей жизни разобраться, что же послужило причиной подобной реакции организма на сложные ситуации. Возможно, потеря уверенности в себе или защите близких в какой-либо ситуации также способствовало поддержанию страха за свою жизнь или за жизнь близких Вам людей.
Обострение таких ситуаций еще более понятно, если в жизни человека достаточно длительное время сохраняется стрессовая ситуация, а Вы пишите и об этом.
Похоже, что Вашей психике очень нужна помощь, в первую очередь от Вас. Возможно, отдых, связанный со сменой обстановки, или сменой активности рода деятельности пойдет Вам на помощь.
Кстати, снижение проявлений тревожности во время Вашей болезни и нахождения в больнице тем более понятно, ибо тогда страхи могли быть «сконцентрированы» на реальной опасности организму и поэтому сократилось количество панических атак и экзистенциальных страхов вообще.
Нужно постараться определить Ваши страхи, конкретизировать их, так сказать, проинвентаризировать и обозначить, и тогда их беспричинные проявления сократятся или вовсе сойдут на нет. Ну а с тем страхами, которые станут известны, можно найти способ справиться в реальной жизни.
В общем, Дмитрий, рекомендую заняться увлекательным и благодарным делом – исследованием своего внутреннего мира, своего бессознательного, чтобы кое-что смогло стать явным и перестало страшить в самый не подходящий момент!
С уважением, Елена Гладкова