Плохие отношения с мамой, чувство обиды на нее.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня плохие отношения с мамой. Она практически ничего обо мне не знает, а тем более не в курсе моих чувств. Я в обиде за то, что у меня не было детства. Когда мне было около 2 лет, отец нас бросил. Тогда появился отчим, который пил на протяжении 7 лет, бил всех. Бил меня ремнем, об стену, по лицу - мама меня не защищала. Он сворачивал шеи кошкам и собакам на моих глазах. Однажды залез ко мне в трусики. Еды практически не было, меня подкармливали соседи. Мать пила вместе с ним. Я не чувствовала от нее никакой материнской любви, даже просто внимания. Когда она выходила из запоя, то шла на работу и не замечала меня. Так было до 9 моих лет, пока нас не спас теперешний отчим. Все наладилось, кроме наших отношений. Помню только как она выписывала подзатыльники в целях воспитания. Нет ни одного хорошего воспоминания из детства. Я со временем нашла в себе силы называть ее мамочкой и обнимать, говорить о любви, но это скорее формально, я думала, что должна ее любить, т.к. она меня родила. Но обида никогда не покидала. На сколько можно не любить ребенка, чтобы дать ему такую жизнь? Можно было уйти от этого тирана. Она пыталась повеситься несколько раз, здесь я тоже не вижу материнской любви или хотя бы материнского инстинкта. Она ни разу не попросила прощения за это время.
Сегодня я поняла, что откровенно не понимаю как быть. Я не могу просто простить ее, потому что она даже не считает себя виновной. Просто отпустить и забыть как страшный сон тоже не могу. Остались проблемы со здоровьем и психикой на память. Сегодня вечером она обмолвилась, как хотелось бы ей работу по проще и жизнь полегче, и я сказала, что не отказалась бы. Упомянула о том, чтоб машины мне дарили да не работать, склоняя это к тому, что ничего этого нам не светит. Когда я ушла, она сказала бабушке, что это зависть, я завидую тем, кому машины дарят. Я вернулась и ответила, что на все сама заработаю, а завидую лишь тем, у кого детство нормальное было. Говорит, что не нужна мне. Что живу с ней лишь пока нет возможности переехать. А я не понимаю, чего она ждет, если не приложила руку к моему воспитанию, не дала поддержки, не пыталась сблизиться со мной. Как я должна ее любить?
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Дворецкая Элина Александровна.
Здравствуйте, Екатерина.
Сочувствую Вам. Очень горько читать, когда человек вот так пишет о своем детстве, считая, что не получил материнской любви. И, конечно, Вам сейчас очень непросто освоится в жизни и найти свою нишу.
Вы ставите вопрос: «Как я должна её любить?». Но, сделать Вам это тяжело уже от того, что Вы не чувствовали любовь матери в детстве, не получили её, а значит Вам и отдавать нечего. Чтобы отдавать любовь, в первую очередь необходимо научиться любить себя. Другими словами - любовь к людям начинается с любви к себе. И эту любовь изначально мы получаем от матери. Но если уж не получили, то придется учиться любить себя самим. Упражнений, как полюбить себя, в интернете множество, даже останавливаться на них не буду. Захотите, найдете. Сложно будет это сделать самой, обращайтесь по скайпу, займемся.
Далее Вы пишите: «Не понимаю, чего она ждет?». А чего ожидаете Вы от отношений с матерью? Ведь Вы уже взрослый человек, и вполне способны двигаться по жизни самостоятельно, не оглядываясь не прошлое. Вам необходимо оторваться от своего детства, счастливого или нет, это уже не важно, и искать себя в жизни, искать свои пути воплощения. А какие у Вас цели? К чему Вы стремитесь? Что хотите достичь? Как хотели бы прожить жизнь?
Ну а теперь самое главное, что Вам необходимо сделать – это принять маму такой, какая она есть, без всяких претензий и ожиданий. Как принять? Попробуйте её понять. Встаньте на её место, и взгляните на жизнь её глазами. Она ведь тоже, скорее всего, не считала себя счастливой. Обычно от этого и пить начинают. Подумайте, что было в её жизни, и как она её видела. У неё тоже были какие-то мечты и стремления, которые ей так и не удалось воплотить. И она, просто, сломалась. И получила ли она достаточно любви от своей мамы, чтобы ей было что передать Вам?
А теперь, упражнение для Вас. Обязательно его проделайте:
Поставьте два стула друг перед другом, и сядьте на первый стул. Представьте себе, что за Вашей спиной сидит Ваша мама, а впереди у Вас открытая дорога длинною в жизнь, по которой Вы можете идти.
А теперь развернитесь лицом к маме. Вот такая позиция –это Ваш конфликт с мамой, а к своей собственной жизни Вы повернулись спиной. И куда же Вам теперь идти? Назад Вы не можете идти – пятками не пойдешь, а перед Вами дороги нет, там мама стоит.
Только безоценочное принятие мамы, поможет Вам принять и себя. Да, она такая. Но если бы её не было, или она была другая, то не было бы и Вас. И спасибо ей за это!
Желаю Вам счастья, любви и взаимопонимания!
А если будет совсем сложно, обращайтесь.