Как быть по отношению к матери?

Вопрос психологу:
Ситуация такова: сейчас мне 19, у меня нет отца, есть старший брат и мама. В последние годы постоянно ссорюсь с мамой. Полагаю, это началось тогда, когда у меня появились свои взгляды, вкусы и т.д. что ее, конечно же не устраивает. С братом у нее отношения тоже не лучшие, хотя в этой ситуации чаще неправ он, а не она. Но не об этом. В общем, по большей части я не могу назвать себя счастливым человеком, потому что задавлена морально всеми скандалами, которые затевала моя мама. Еще когда я училась в начальных классах, когда она ругала меня, периодически оскорбляла, бывало говорила такие вещи, что ребенку слышать не следует (хотя я думаю, что это были лишь слова), всю мою сознательную жизнь я делала так, как говорила она. А если делала что-либо на свое усмотрение, то начинался скандал. Сначала, после 6-го класса уехала учиться в другой город одна, без нее, опять-таки по ее инициативе (так как с финансами были проблемы, а я уезжала учиться туда, где и кормят и есть где переночевать, так скажем), проучилась там три года, после 9-го класса, решила все же уехать домой, потому что для меня это расстояние было невыносимо. Поступила на бюджетной основе на дизайнера, хотелось на журналиста, но мест не было, проучилась там больше полугода и было очень много затрат на худ. принадлежности, которые стоили немалые суммы денег. Я знала, что не буду работать по своей специальности, потому что во-первых это было не мое, во-вторых где работать дизайнером, когда живешь в маленьком городке, ну и в третьих, учитывая финансовое состояние на тот момент, логичнее было бы перевестись, что я и сделала. Так же, поступила на бюджет по другой профессии, защитила на отлично диплом. НО. Маму это не устраивало, сказала что это все мои капризы и т.д. Сейчас я никуда не поступила, потому что хочу работать год, накопить денег и уехать жить и учиться в другой город, естественно, подальше от нее. Я больше не могу с ней уживаться. Постоянные оскорбления в мой адрес. Она всегда придумывает какие-то нелепые ситуации, которых нет. Говорит, что я такая никому не нужна, что я всегда буду сидеть на ее шее, хотя половину заработанных денег и стипендии я отдавала ей, иногда называет меня шлюхой притом, что сейчас у меня первые серьезные отношения. Я никак не хочу показаться идеальной дочерью, но я не пью, не курю, допоздна не гуляю, с парнями соответственно тесно не общаюсь, по дому всегда убираюсь, готовлю. Когда она приходит с работы, сразу ставлю покушать и чай, все накрываю ей сама. Когда болеет и просит сделать массаж или приготовить лекарства, все подношу ей. И все равно я являюсь плохой дочерью. Из-за ее слов срываюсь на нее, и этим тоже являюсь плохой. Я хотела работать в цветочном магазине (мой молодой человек договорился с людьми), делать букеты, потому что нравится работа, но она сказала нет и хотела отправить в другой конец города работать в школе за 5000 руб с единственным выходным, после всех ссор я согласилась пойти оператором в такси. Теперь она даже из-за немытой чашки затевает скандал и говорит, что у меня никогда не будет нормальной работы. И сейчас она говорит, что выполняет все мои капризы, хотя я делаю то, о чем она просит, даже если не хочу. Пока печатала, вспомнила, что когда выяснилось, что у меня анемия, она сказала, что я виновата, что даже в детстве все дети ели нормальную еду, а я конфеты со стола стаскивала. В общем я запуталась, либо я правда такая дочь, либо мне пора бежать от нее и далеко. Помогите, пожалуйста.
Автор вопроса: Айсылу Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Айсылу!
Отношения родителей и детей на определённых этапах бывают кризисными. Если уйти от характеристик плохая-хорошая, то встаёт вопрос о том, что Вы сами думаете о себе? Будем исходить из того, что Вы пишите: "Я никак не хочу показаться идеальной дочерью, но я не пью, не курю, допоздна не гуляю, с парнями соответственно тесно не общаюсь, по дому всегда убираюсь, готовлю. Когда она приходит с работы, сразу ставлю покушать и чай, все накрываю ей сама. Когда болеет и просит сделать массаж или приготовить лекарства, все подношу ей."
Идеальных детей и родителей не бывает. Вы делали всё, что считали возможным со своей стороны и даже, если бы не делали ничего, всё-равно остались бы дочерью своей мамы. Этого не изменить. Не будем углубляться в характеристику личности Вашей мамы, в причины такого её критичного отношения к Вам. Вероятно она просто копирует и сравнивает свою когда-то молодость с Вашей без учёта того, что время изменилось. Это её право. Её Вы не измените. Можете поменять своё отношение к ситуации. Имеете право в 19 лет делать всё, что считаете полезным для своего будущего. Мама смириться с тем, что Вы самостоятельны и независимы. Никакого преступления в том, что Вы хотите найти достойную работу и место, где сможете себя реализовать. Настораживают только Ваши эмоции "уехать жить и учиться в другой город, естественно, подальше от нее". Надо выбирать город, где в перспективе Вы сможете реализоваться, а не подальше. Для этого надо изучить вакансии по Вашей профессии в том регионе, куда собираетесь ехать. Должен быть выбор, особенно для человека без стажа. Надо всё обдумать и сказать маме о своём решении. Надо сказать так, чтобы она поняла, что это решение не оспаривается. Маме не надо говорить, что уезжаете от неё. А привести аргументы в пользу своего будущего. Мама ведь остаётся с братом, значит у мамы будет поддержка. Реализовав себя профессионально, Вы сможете помогать маме материально в старости. Скажите маме, что она родила Вас для счастья и Вы к этому счастью стремитесь!
Вы такая, какая есть и сами прекрасно понимаете, что ничего плохого не делали. Мама просто сама не знает похоже, что ей надо. Она боится остаться одна и из страха ведёт себя так эгоистично, что получит именно то, чего так боится. В любом случае Вы свой долг перед матерью сможете выполнить только реализовав себя, а не слушая её оскорбления и недовольства. В любом случае выбор за Вами Айсылу! Вернуться обратно Вы всегда сможете, получите опыт проживания автономно!
У Вас всё получится. Успехов!