Как лучше поговорить с отчимом, чтобы наладить отношения в семье?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У нас была семья: мама, папа и я. Папа всегда был решительным, общительным; очень ревнивым (на пустом месте: мама даже никуда не ходила); вспыльчивым человеком; очень хотел, чтобы в его семье всё было самое лучшее, самое дорогое-идеальное; очень строгим в воспитании меня: оценки только "5", поведение должно быть послушное, (и "воспитывал" маму: он хотел, чтобы она была еще лучше-ещё больше подчеркивала свою красоту, чтобы тоже веселой и харизматичной стала, могла поддерживать беседу, встречать приветливо гостей)... Мог наорать на маму, но быстро отходил: как вспышка эмоций, криков и потом мог тут же просить прощения у мамы, и не понимал почему мама продолжает обижаться...
Моя мама красивая, спокойная и всегда всё держит в себе, при этом всегда старается не обидеть, лишних придирок не говорить, решает всё без критики... Если она обидится, то будет молчать... и добиться её прощения трудно (это, я думаю, единственный её недостаток), НО она не могла дать отпор, защитить себя... могла тихо плакать, когда её не видят.. Особенно трудно ей, когда её обижают близкие люди (скажут придирку, раскритикуют на пустом месте, а она потом мучается и сказать ничего не может в ответ... А по сути те люди даже не понимают, как больно ей сделали... им всё равно что они говорят, а другим очень больно)...
Когда я пошла в 1 класс, папа стал выпивать... Он ругался, несколько раз поднимал на маму руку (мог и прелюдно), постоянно орал... Постоянно были скандалы у родителей, папа всё сильнее пил, прятался от мамы в пьяном состоянии; ужасно не хватало денег, жили в кредитах (так как строили дом); мне кажется, мучились они оба...
Когда мне было 10 лет, папа попал в автокатастрофу и погиб... Мы остались с мамой одни... Были финансовые трудности: строящийся дом, переезд... три года мы жили вдвоём с мамой.. Она изредка ходила на свидания, но никто из претендентов в мужья и отцы не подходил. Ни мне, ни маме никто не нравился... Где то в мои 13 лет мама познакомилась с моим отчимом: он веселый, общительный, ко мне всегда относился по доброму, к маме тоже; в его жизни нет достижений: ни успешной карьеры, ни семьи (она распалась давно-жена начала пить), ни своего отдельного дома (жил с мамой), НО он хороший человек... И вот они живут вместе уже почти 9 лет... У меня родился братик, у нас хорошая семья (конечно были по началу конфликты, но это нормально)... Маму радует то, что он (по сравнению с моим папой) не орет на неё, руку не поднимает, веселый, ревнивый в меру, ВИДНО, что любит маму: у них романтичные отношения-это его заслуга (мама мало эмоциональная); не придирается к ней (в общем, не обижает)... НО... Он не умеет пить: если попробует - не может остановиться... Было несколько срывов-запоев (на что моя мама, естественно, ужасно со страхом реагирует)... И еще: он работает меньше, чем мама; зарабатывает меньше, чем она; теперь изредка может выпить (не много, но нас с мамой после жизни с папой это приводит в ужас-даже малые дозы алкоголя)... Я считаю, что он ленивый... может придти с работы и лежать на диване, а если выходной, то и весь день ничего не делать... Хотя мама каждый день работает и еще по дому хлопочет каждый день, уроки учит с братом... Маме не важен размер заработка, её бы всё устраивало, если бы он по дому делал дела нормально... Не растягивая на месяцы и без выпивки... Отчим делает дела по дому, конечно, НО долго, муторно, лениво... Всё затягивается на многие дни... Будто для него нет слова НАДО, надо сделать, надо даже если не хочешь! Все не хотят работать, но надо же!!! И еще он морально слабый: есть в течении дня будет много всяких проблем, бытовых, например, то он будет психовать ужасно, может выпить (оправдывая себя кучей проблем), ВМЕСТО ТОГО, чтобы взять и по-мужски ВСЁ РЕШИТЬ!... Мне это уже надоело... что мама больше зарабатывает, больше работает и по дому и на работе... морально сильнее... Мне жалко маму, я хочу, чтобы рядом с ней был сильный мужчина, чтобы он зарабатывал, а не лежал на диване... чтобы не бегал выпить при стрессе... Он обижается, когда мама говорит, что он ничего не делает (и кстати в отношениях с отчимом мама стала высказывать своё мнение)... Говорит: НИЧЕГО, разве я ничего не делаю??? И это может привести к выпивке (он так прячется от проблем). Я хочу, чтобы мама НЕ видела больше выпившего человека рядом с собой, чтобы она не тянула всё на себе (да, отчим делает дела по дому (но мама больше), хорошо к нам относится, по сути не обижает и мы хорошая семья)... Мама, я так понимаю, уже смирилась... ну ведь нужен мужчина в доме, отец братику... Её уже радует, что он к ней лучше относится, но его лень и его любовь запивать стресс приводит к ссорам... Что мне делать? Меня ужасно раздражает его поведение... Когда он НЕ пьёт, делает дела по дому (у нас у каждого свои обязанности) - у нас всё отлично!!! Я долго к нему привыкала, он не вызывал моего уважения... А теперь я и вовсе его не уважаю: не за что, к сожалению... Но когда они счастливы и у них с мамой всё хорошо - я безумно рада и счастлива!!! Я их обоих люблю. Стоит ли говорить с отчимом или не лезть в их с мамой жизнь? Если да, то как начать разговор? Я очень хочу, чтобы отчим понял свои ошибки, чтобы стал сильнее и больше старался для своей семьи! Я хочу гордиться им, а не стесняться...
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Герасименко (Колос) Людмила Николаевна.
Здравствуйте Настя, в строчках вашего письма чувствуется боль, желание помочь маме. Но, к сожалению это мамин выбор, и Вы на него ни как не повлияете. И конечно ни получиться переделать отчима, взрослого состоявшегося мужчину. Другой вопрос, почему мама выбирает таких мужчин? Вы пишете, что Ваша мама на много морально сильнее Вашего отчима, именно такие женщины притягивают тунеядцев, маменькиных сыночков. А еще у Вашей мамы были предыдущие отношения чем-то схожи с нынешними. Причина, привычка быть жертвой, поэтому она чувствует себя привычно. Связь с хорошим мужчиной сбивает с толку, так как нет понятия, как жить, когда все хорошо. В жизни "притягиваются противоположности", так как все в природе стремится к гармонии, уравновешиванию качеств. Так, находят друг друга трудолюбивый человек и лентяй, добрый и жестокий, сильный и слабый.
Женщина, в которой сильно женское начало, притягивает мужчину, в котором сильно мужское начало. И, наоборот, если в женщине сильно мужское начало, то в ее жизни появляются мужчины, у которых сильно женское начало. Какие причины для этого надо разбираться.
А что с Вашей личной жизнью Настя, похоже, Вы живете жизнью Вашей мамы. Читая Ваше письмо, мне даже показалось, что Вы описываете свои отношения, своего мужчину. Скорей всего Вы попали с мамой в слияние, надо четко разделить мамину жизнь и ее выбор, и вашу жизнь. В этом возрасте Вас должна интересовать устройство Вашей жизни и отделиться от родителей, обрести самостоятельность. Вы можете отпечаток маминых отношений перенести в свои, подумайте об этом.
С уважением, Людмила.