Мой взрослый сын считает, что мы отравили ему жизнь.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Нашему сыну 33 года, он пока не женат, говорит, что жить надо раздельно с родителями, а пока проживаем втроем: муж, сын и я. Мы в браке почти 35 лет, наш сын - единственный ребенок. Когда ему было 16-17 лет в моей жизни случился роман, с мужем неоднократно ссорились, были выпивки с скандалы. Разум возобладал, время прошло, слава Богу, наша семья сохранилась и я благодарна мужу, что он смог все простить и забыть (или отпустить). Тогда сын сказал, что мы сильно испортили ему жизнь своими отношениями.Но вот недавно сын стал делать какие-то критические замечания в мой адрес и, я сказала ему :"Женись и оставь меня в покое". Он как взорвался. Вспомнил про наши скандалы, сказал, что ему отравили жизнь, что ничего для него не сделали, кроме .. И перечислил 3-4 дела, за которые он благодарен ( в т.ч. оплата института). Мы с мужем очень любим сына, заботимся как можем (т.к. он вполне взрослый и самостоятельный, работает, занимается творчеством). Я была уверена, что он все давно простил, а оказывается не так. Мне очень обидно и больно. Отношения очень разладились, мы почти не общаемся . Как мне вернуть любовь и благодарность сына, как ему помочь оставить прошлое? Я рассказала мужу, он говорит, если хочет, пусть помнит плохое, надо помнить хорошее. Муж всегда был очень сдержан в чувствах и эмоциях. И на этот раз. Спасибо Вам. Очень надеюсь на Вашу помощь.
Автор вопроса: Алла Возраст: 55

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Алла!
К сожалению проблема отцов и детей вечна! И всё же Вы можете изменить своё отношение к ситуации, сыну, и тем самым прийти к миру в душе. Вы прекрасно знаете, как быстро взрослеют дети в годы невзгод. И это существенно отличается от тех относительно благополучных лет, где "детки" и в 40, всё и вся виня, в своём внутреннем психологическом раздрае, остаются подростками. В чём-то Ваш сын прав, относительно того, что вероятно в кризисном подростковом возрасте, он утратил доверие к женщинам, из-за семейной проблемы. Он застрял в тех противоречивых чувствах и оправдывает себя, обвиняя Вас. Это манипуляция, направленная на то, чтобы Вы чувствовали себя должной!
Каждый человек имеет право на ошибку и в любом случае, Вы не обязаны оправдываться перед взрослым сыном. Да, так бывает в семьях, и что? Теперь Вы должны посыпать голову пеплом и просить прощения?
Успокойте свой ум и поговорите с сыном о том, что можно сделать для того, чтобы изменить ситуацию! Или напишите письмо, если эмоции мешают. Алла, Вы вот сами- то, от чего чувствуете обиду? От непонимания? От того, что сын неблагодарен? Как только Вы дадите сыну право испытывать ЛЮБЫЕ эмоции, даже негативные, тем самым давая ему право быть ответственным за свои слова по отношению к маме, за свою жизнь в конце концов.
Разве Вы перестали его любить? Так скажите, что любите его и именно поэтому Вы предлагаете ему жить самостоятельно. А то, будете обслуживать его и ещё выслушивать упрёки. Вы с мужем дали всё, что смогли и теперь его очередь сделать что-то самостоятельно. Что значит вернуть любовь сына? Он любит Вас, просто привык себя любить больше, вот и всё. Выстраивайте с ним границы. Сообщайте о том, что по отношению к Вам недопустимо! И главное Алла, он не имеет права судить Вас. Посему это тоже одно из правил, которое сыну надо сообщить. Переключите своё внимание с сына на себя, найдите возможность реализовать себя в хобби или в том, что Вам просто интересно. А сын пусть проработает с психологом свой неконструктивно пройденный подростковый кризис. Измените себя и сын изменится. Как только агрессор видит, что цели своей не достигает, то прекращает говорить и делать обидные слова жертве. Вы достойны уважения Алла и если Ваш сын этого не понимает пока, то он просто еще не дорос до этого.
Простите его и в тоже время сообщите, что Ваша любовь к нему неизменна, и именно поэтому, Вы хотите заняться своим здоровьем, хобби, чтобы жить более интересно и дать сыну возможность жить тоже по-своему. На нашем сайте есть материалы по саморегуляции. Научитесь снимать напряжение с помощью дыхания и других релаксационных методов. Вы в каком-то смысле можете быть благодарны сыну, потому, что своим поведением он сам, дал Вам возможность обратить внимание на себя. Видно пора!
Желаю Вам Алла благополучно преодолеть сложный период недопонимания! Но и это пройдет, как говрили древние!