Не могу поладить с матерью. Она всегда мною недовольна.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, мне 23 года и у меня очень сложные отношения с моей матерью. В 18 лет я уехала на учебу и через 5 лет вернулась обратно в семью на несколько месяцев. С самого детства моя мать была очень строга ко мне, многое запрещала, всегда была недовольна мною. В подростковом возрасте у нас стали возникать частые конфликты, т.к. я уже не могла молчать. И вот я уехала за границу на учебу, 5 лет жила одна и конфликты в принципе исчезли. Но после того, как я вернулась (причем ненадолго), конфликты снова появились, и даже усилились. Моя мама постоянно задевает меня, выражает недовольство по любому поводу (не убрала за собой чашку, не на ту полку поставила обувь, и т.д.), кричит на меня, очень часто проявляет пассивную агрессию и говорит очень обидные вещи в мой адрес. Например, она сказала мне, что с моим характером меня ни один мужчина не будет терпеть, хотя у меня есть молодой человек, который любит меня, а у нее самой было два неудачных брака. Я, конечно, понимаю, что ее мужья тоже не были подарками, но зачем мне говорить такие вещи? Я не понимаю, что я делаю не так, я в принципе хотела бы иметь хорошие отношения с моей мамой, т.к. сама по себе она честный и добрый человек, и иногда проявляет ко мне заботу. Но мне очень не нравится то, как она разговаривает со мной, я себя снова чувствую подростком, которому выносят мозг по любому поводу. Я часто стараюсь доказать свою точку зрения с конфликте, т.к. я себя не считаю полностью виноватой, могу иногда нагрубить, потому что реально обидно. В ответ я получаю такие слова в свой адрес как "неблагодарная", "не уважаешь мать", "ты такая же кровопийца, как свой отец" и т.д. У моей мамы сейчас не лучшее время, она очень сильно переживает измену и разрыв со вторым мужем, но это же не значит, что можно выплескивать весь гнев на меня?
Пожалуйста, дайте мне совет по поводу этой ситуации, буду рада услышать Ваши рекомендации.
Автор вопроса: Мария Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Шендерова Елена Сергеевна.
Здравствуйте, Мария! Скорее всего Ваша мама проецирует свои чувства, которые так и живут внутри неё, на Вас и проявляется это в виде критики и отвержения. Вы же, в свою очередь, продолжаете поддерживать привычный сценарий в отношениях с мамой, потому что другого пути Вы не знали и пока не видите. Мама испытывает какие-то чувства (обида, вина, ревность, злость, ненависть и др.), источник которых вовсе не в Вас, а, возможно, в мужчинах, которые были в её жизни (и на самом деле даже и не в них, а внутри неё самой, именно она не может от них освободиться, а копит их внутри себя, живет в них). Она проецирует их на Вас, так как к этому привычкла. Поверьте, такое часто бывает в отношениях между родителями и детьми, особенно тогда, когда родители не могут верно расставлять чувства внутри себя и позволяют себе "выливать" этот поток негатива на единственного человека, который не может им ответить - это их ребёнок. Часто бывают сравнения с отцом (видимо есть обида и на него), критикуют, обвиняют или ищут к чему можно прицепиться, чтобы получить в итоге конфликта эмоциональную разрядку. А ребёнок привыкает к своей роли эмоционального буфера и не знает просто как себя вести иначе. Когда ребёнок маленький, он просто терпит, слушает, пытается исправиться (ведь ребёнок не может ответить и не может сказать маме, что на самом деле причина не в нём,а в самой маме!), у ребёнка снижается самооценка, уверенность в себе, ребёнок начинает бояться критики и отвержения со стороны других окружающих. Когда ребёнок становиться подростком, его охватывает чувство несправедливости и он начинает пытаться доказать маме свою правоту, скорее сбросить с себя обвинения матери, но мама не принимает это обратно, и таким образом формируются такие конфликтные отношения. Также произошло между Вами и Вашей мамой. Сейчас Вы уже выросли и уже Вы можете решать - или дальше поддерживать этот сценарий и пытаться маме доказать, что она не права, тогда Вы постоянно будете чувствовать себя рядом с ней несправедливо обиженным подростком, который пытается доказать что-то маме (а ведь между тем, будет мимо проходить уже Ваша жизнь!) или разрешить маме думать то, что она хочет и выйти из этого сценария, сбросить с себя эту роль, тогда мама останется сама со своими чувствами, а Вы сможете, наконец, почувствовать себя взрослым человеком, который никому и ничего не должен доказывать! Конечно, важно в такой ситуации не только эмоциональное отделение от мамы (пока есть чувство, что Вы становитесь рядом с ней подростком, то это говорит о том, что есть эмоциональная зависимость), но и физическое - т.е. съезжать и жить самостоятельно. Вы никому и ничего не должны доказывать. Разрешите маме чувствовать то, что она хочет, перестаньте пытаться ей объяснять, что Вы - другая!