Как мне вести себя со старшим сыном?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, уважаемая редакция! Прошу Вашего совета!
У меня два взрослых сына - 33 и 35 лет. С младшим отношения нормальные, а со старшим, даже не знаю как сказать - проблемы? ревность к брату? неуважение ко мне?
Ситуация такая: у нас с мужем частный дом за городом, практически каждые выходные сыновья с семьями приезжают (свежий воздух, ягоды, фрукты, озеро, лес). Когда я работала (сейчас на пенсии) про деньги за продукты вопрос не ставился. Все-таки с пятницы по воскресенье кормили 8 человек (вместе с нами 10). Так бы и продолжалось дальше, но муж поставил вопрос ребром: пусть или деньги дают или покупают какие-то продукты. Частный дом мы ещё достраиваем. Старший сын с семьей живет в нашей однокомнатной квартире в городе, младший в квартире (двушке) жены тоже в городе. Были мысли, что квартира будет старшему, а участок под строительство дома - младшему. Но так, как очередь у старшего сына на участок не движется, младший сын добровольно уступил его брату. Видя такую ситуацию, мы с отцом озвучили, что потом (после нашей смерти), чтобы не было споров между братьями, наш дом останется младшему. Каково же было моё удивление, возмущение, когда я случайно услышала, как старший сравнивает и делит наследство ещё при живых родителях! Я вмешалась и пристыдила, что старший уже пользуется и квартирой и участком, а ещё предъявляет какие-то претензии брату. Старший начал строительство своего жилья на участке. Наверное с того момента и появились недоразумения. Стал высокомерен, из-за каких-то мелочей ссорится с отцом, нетерпим к замечаниям. Не считает нужным спрашивать нас о наших планах, просто привозит детей и оставляет, чтобы я их смотрела. Последняя ситуация выбила меня из колеи, никак не могу успокоиться. Приехали они как обычно, не позвонили, ничего с собой не привезли. Уже при отъезде я спросила: "Сын, может у тебя денег нет, никаких продуктов не привез?" Он сердито ответил, что деньги есть, но он просто забыл заехать в магазин (кстати частенько - просто забыл). Я бы и не напомнила, но муж, видя как я попустительствую детям в денежном вопросе контролирует, спрашивает.
А в следующий выходной мы праздновали мой юбилей. Вся его семья мало, что опоздала на 1ч.40мин., так даже цветочком не поздравили. Привёз тушку курицы в пакете.
Специально поддеть меня? Неужели он не понимает, как он обидел меня? Конечно, со временем я его прощу, но как мне себя вести сейчас? Поговорить? но я его уже не переделаю, где-то я промахнулась в воспитании. Может лучше отцу с ним поговорить, но они оба вспыльчивые, просто опять поругаются. Где-то я прочитала - если в семье нет культа матери, мать - раба. Я себя перестала уважать? что со мной так можно обходиться, что я делаю не так? Его слова - никто никому ничего не должен. Я старалась, чтобы детям (сыновьям и невесткам) было легче, чтобы здесь они отдыхали после рабочей недели, привечала, смотрела внуков, готовила, кормила, ничего не заставляла делать по дому (это я не озвучивала, просто делала). А он принял мои старания, мою любовь, доброту за мою слабость. Да, он (старший сын) на работе занимает серьезную должность, ездит по командировкам, имеет в подчинении людей, но я ведь не его работник! И добился этого положения не без нашей помощи с отцом. Учился в ВУЗе в другом городе, мы помогали несмотря на то, что на втором курсе невестка родила дочь, приходилось оплачивать им квартиру, вместо места в общежитии. Ещё добавлю, что он не умеет копить деньги, за всю зиму, весну, пока не было возможности строить, к лету не насобирал даже на часть стройматериалов, то экскурсии в другой город, то третья куртка и пятые босоножки - это я утрирую. А брат, наш младший сын, в это время на нашем участке построил баньку, чтобы мы на пенсии, смогли отдыхающим сдавать и немного подзаработать. У старшего доходы больше. Я два раза пыталась со старшим поговорить, что жили они на стипендию и небольшую его подработку и ведь хватало, а сейчас у него в несколько раз зарплата больше, надо экономить, мы с отцом что могли уже дали. Но его это выводит из себя, говорит, что чужие примеры ничему не учат, и он сам разберется. Я не вмешиваюсь теперь, он и не советуется, наверное считает меня старой и отсталой от современной жизни, хотя я всего 2 года на пенсии и работала бухгалтером, когда нужно кучу информации держать в голове и взаимодействовать с различными налоговыми и др.проверяющими органами. Извините, стыдно выносить сор из избы, но ситуация становится все напряжённее, а хочется крепкой и дружной семьи. Посоветуйте пожалуйста как мне сейчас вести себя?
Минск.
Автор вопроса: Галина Возраст: 60

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Галина!
В том, чтоб задавать вопросы психологам, нет ничего стыдного. Так поступают в наше время прогрессивные люди. Жизнь становится все быстрее, и не всегда есть время на самостоятельные эксперименты в отношениях.
Вы подробно и всесторонне описали ситуацию в вашей семье. И правильно понимаете, что перевоспитать сына уже не получится. Вам можно только пересмотреть свое поведение. Это не значит, что вы в чем-то виноваты. Просто менять других людей нереально.
В разном возрасте отношение к детям должно быть разным. Сначала вы чувствуете, что вы и ваши дети одно целое. Вы для них самый важный человек в этом мире. Потом дети становятся старше. Вы даете им немного самостоятельности и продолжаете оставаться авторитетом. В подростковом возрасте они начинают больше отдаляться. Для них не менее важными становятся их друзья. У них появляются свои интересы, цели , взгляды.
В идеале к совершеннолетию они должны стать полностью самостоятельными. В крайнем случае они должны обрести самостоятельность к окончанию ВУЗа. У ваших детей все получилось.
Но тут возникает проблема у родителей. Когда дети уходят в самостоятельную жизнь, родители испытывают грусть и боль расставания. И всячески пытаются оставаться важными в жизни своих детей. Именно вот это желание - удержать уходящий формат отношений - и является основанием ваших конфликтов.
Смиритесь с тем, что ваша воспитательная функция окончена. Ваши дети выросли. Попробуйте смотреть на них как на взрослых самостоятельных мужчин. Вы с мужем вырастили детей, и у вас появилось время пожить для себя. Найдите новые интересы. Прислушайтесь к своим потребностям. Вы не обязаны помогать детям с воспитанием внуков. Ваш сын абсолютно прав, когда говорит, что никто никому ничего не должен. Только это работает в обе стороны. Вы ему тоже ничего не должны.
Я понимаю, что отделяться полностью от детей вы не хотите. Попробуйте понять для себя, какой формат общения и в каком объеме для вас был бы комфортен. Как часто вы хотите видеть их в своем загородном доме? Кто, какие продукты и в каком количестве должен с собой привозить? Как часто вы готовы сидеть с внуками? За сколько времени вас нужно предупреждать, что вам хотят оставить внуков? Что в вашем доме делать можно и что нельзя? У вас должны быть четкие ответы на эти вопросы. И это должно быть сказано прямым текстом вашим гостям.
Если вы не устанавливали никаких правил поведения на вашей территории, то почему вы ждете, что другие сами догадаются поступать так, как вам будет комфортно? Сами же пишете, что попустительствуете сыну в денежных вопросах. Откуда ему знать, что так проявляется ваша слабость? Может вы от всего сердца даете? Почему же ему не брать?
Он вас обидел, принеся на юбилей курицу. Но он это сделал в ответ на ваш такой неявный упрек, что он не привез продукты. Он тоже имел право обидеться. Вы не предупредили его заранее, что ждете от него продукты.
Если вы хотите уважения, начните с самоуважения. Обозначьте правила и четко придерживайтесь их. Учитесь более прямо выражать свои чувства и мысли. И одновременно с этим уважайте самостоятельность сыновей. Сын уже совершенно взрослый и умеет сам принимать решения. Он не советуется с вами не потому, что считает вас старой и отсталой, а потому, что справляется сам. Вы можете этим гордиться, так как это ваша с мужем заслуга. Даже если он в чем-то ошибается, дайте ему возможность сделать свои ошибки. Нет смысла навязывать ему советы. Это вызовет только раздражение.
Чтобы сохранить теплые и дружественные отношения с сыновьями, вам нужно в центр вашей жизни поставить себя, большую часть времени посвящать себе и мужу. По выходным вы будете встречаться как 3 самостоятельные независимые семьи. Если же сыновья и внуки останутся центральными фигурами в вашей жизни, будут возникать трения, так как они уже не нуждаются в большом количестве вашего внимания.
Я желаю вам мудрости и терпения!