Такая мелочь, а сердце гложет! Старшая дочь была несправедлива к младшей.

Вопрос психологу:
Мне 54 года, я мать двоих взрослых детей. Старшей 29 лет, уже замужем, в прошлом году родился внук., младшей 23, только закончила ВУЗ. А проблема в следующем: Мы с мужем жили в квартире и строили дом, но когда старшая сообщила о своем намерении выйти замуж, мы одобрили и побыстрее постарались переехать в еще недостроенный дом, предоставив (без передачи права собственности) нашу квартиру со всем имуществом что там было молодым. Младшая в это время училась в университете в другом городе и приезжала домой только на каникулы. Молодые жили в нашей квартире и оплачивали только коммунальные услуги самостоятельно. Через три года родился внук и дети переехали к нам в дом, плату конечно же мы с них не брали, ни за коммуналку, ни на хозяйство, по желанию они иногда приобретали продукты. За время проживания у нас, коммунальные платежи по квартире дети продолжали оплачивать, но суммы эти были незначительные т.к. на все виды услуг установлены счетчики. Прошлым летом на каникулы приехала младшая дочь с молодым человеком и попросила старшую сестру две недели пожить в квартире. Так вот, с того августа прошел почти год и теперь старшая дочь с зятем просят младшую дочь оплатить коммунальные услуги за весь тот месяц , причем сначала озвучили одну сумму, а затем повысили ее еще на треть. Младшая оплатила. Спустя какое-то время я об этом узнала. Как же мне было неприятно и до сих пор, а прошел уже месяц, не могу успокоиться. Могли ли они просить эти деньги, ведь живя у нас ни за что не платили, квартира и то, что в квартире им не принадлежит, вернее это семейная квартира и младшая дочь так же могла там жить. Теперь возникла взаимная обида. У меня на старших детей, почему спустя год решили требовать завышенную плату, у них на меня, когда стала задавать эти неудобные вопросы и на младшую, потому что мне рассказала. Месяц не общаемся. Как быть?
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 54

На вопрос отвечает психолог Грудкова Татьяна Викторовна.
Здравствуйте, Татьяна!
Чтоб разобраться в вашей ситуации, нужно четко определить, кто и чем в вашей семье имеет право распоряжаться. (Если вы считаете, что все права у вас, вы будете жить в конфликтах.) Каждый член семьи распоряжается только тем, за что несет ответственность.
Квартира принадлежит всем членам семьи, но главными распорядителями являются, скорей всего, родители.(Юридические нюансы опустим). Вы с мужем решили передать квартиру во временное пользование старшей дочери. С того момента, когда дочь стала оплачивать эту квартиру, она стала ее распорядителем (с ограниченными правами).
Это было понятно младшей сестре, так как она спросила у старшей сестры, а не у вас, можно ли в квартире пожить. И вот здесь мне ваша позиция непонятна. Почему вы считаете, что старшая дочь, проживая в общей семейной квартире, должна ее оплачивать, а младшая, в такой же ситуации, оплачивать квартиру не должна?
Вы пригласили старшую дочь с семьей проживать в вашем доме бесплатно. Это ваше право. Дом принадлежит вам. Но это совсем не означает, что старшая дочь обязана оплачивать проживание своей сестры. Тем более, что вы пишете, что пока в квартире никто не живет, коммунальные услуги стоят недорого. Следовательно, когда в квартире кто-то живет, стоимость услуг возрастает.
У вас нет права требовать, чтоб старшая дочь платила за младшую. Такое решение может принять только сама старшая дочь. Вы, при желании, можете сами заплатить за младшую, пока она там живет. Только это не пойдет ей на пользу.
Основная задача при воспитании детей – научить их быть самостоятельными и понимать, что за все в жизни нужно платить.
В этой ситуации вы все наделали ошибок. Правильней всех поступила старшая дочь. Единственный неверный момент, что она сказала об оплате не сразу. Почему она сказала об этом через год? Мои предположения, потому что в вашей семье затруднены прямые коммуникации. Вам трудно быть откровенными, говорить друг другу о своих неприятных чувствах и претензиях, когда они возникают.
Скорей всего, ваша старшая дочь почувствовала себя использованной, но долго не решалась об этом сказать, так как у вас о таком говорить не принято.
Младшая же оплатила свое проживание, но засомневалась в стоимости этого проживания. Вместо того, чтоб попросить старшую показать счета, чтоб развеять свои сомнения, она, как ребенок, побежала жаловаться. Ситуация показала, что ваша старшая дочь является зрелой личностью, а младшая - пока инфантильна. Будете чрезмерно опекать, не повзрослеет. Пусть попробует решить этот вопрос без вашей помощи.
Теперь про ваши обиды. Обида появляется тогда, когда не оправдываются ваши ожидания. Изменить чужие действия так, чтоб они соответствовали вашим ожиданиям, не в вашей власти. Помните же – каждый несет ответственность за себя и может распоряжаться только собой? В этом случае разумнее пересмотреть свои ожидания в сторону большей реалистичности.
Я желаю вам и вашим дочерям взаимопонимания и любви!