Ненавижу своих родителей.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Дело в том, что я... ненавижу своих родителей. К осознанию этого шла долго, до этого пыталась убедить себя, что всё в порядке.
Родители разошлись почти сразу после моего рождения. Сколько я себя помню, я всё время была с бабушкой. Мама устраивала свою личную жизнь аж до моего школьного возраста, я её никогда толком не видела, отец появлялся очень редко, брал меня с собой гулять на день и снова пропадал. Где-то в классе первом-втором мать нашла себе мужчину и забрала меня. Скорее от слова "надо", потому что так положено. Я была очень рада, но потом сильно пожалела о том, что согласилась с ними жить. Отчим оказался настоящим деспотом и тираном, как и вся его семья, верите или нет. Доходило до абсурда, меня и мать на каждом шагу чем-нибудь попрекали, я огребала за каждую мелочь, выслушивала, какая я бесполезная и так далее, хотя и она тоже. Добра ко мне была лишь бабушка, я постоянно хотела к ней вернуться, но отчим запрещал даже ходить к ней просто в гости, так как невзлюбил её. Мать его во всём слушалась. Я была как призрак в этой семье, меня никуда не брали, а если брали, то везде относились так, будто я пустое место, чужая всем.
Где-то лет в 12 после обвинения меня в краже, которую я не совершала, меня таки "вернули" бабушке. Отец пропал вообще, начал пить, сейчас он алкоголик и делает вид, будто не знает меня. Бесчисленное множество попыток с моей стороны наладить с ним контакт не увенчались успехом. Я чувствовала себя какой-то чужой дамой, пытающейся доказать, что она не просто прохожая с улицы. В конце концов я бросила это гиблое дело.
Мать с тех пор, как и раньше, жила своей жизнью. Забеременела второй раз, пытаясь растопить сердце своего дровосека, и тогда я вообще перестала чувствовать, что у меня есть родители.
В мои 17 мама с отчимом снова переехали к нам с бабушкой и уже с их маленькой дочкой. Я не могла это выносить, убежала со своим парнем жить отдельно. Как и всегда, от них не было ни слуху, ни духу. Они меня никогда ни в чём не поддерживали.
Сейчас мать уже с третьим мужчиной, тоже выпивает и пытается делать вид образцовой матери. Спрашивает, как у меня дела, будто и так непонятно.
Я не получила образования, не работаю, да и вообще так и живу худо-бедно с бабушкой. Желания двигаться куда-то как такового уже нет, к тому же проблемы с общением, наверное из-за отношения отчима - социофобия и перфекционизм.
Я знаю, что я сама в ответе за свою жизнь. Знаю, что сама себе должна стать поддержкой и опорой. Знаю, что они не виноваты в том, что у меня нет работы и совершенно не обязаны помогать мне материально. Но эта обида не дает мне покоя, выматывает духовно. Я бы не боялась людей и не боялась бы нового, если бы они так со мной не поступили. Я верю, что человек на 80% вырастает с таким типом мышления, который ему привили. Воспитали в страхе - оп, и ты социофоб и неуверенный в себе человек. Относились адекватно - и ты адекватен. Преследуют мысли, что жизнь кончена и ничего хорошего уже не будет почти каждый день. Хотелось бы как-то так сделать, чтобы моя мать из моей жизни ушла, чтобы не было никакого даже напоминания о ней. С отцом проще - он и так не существует в ней.
Автор вопроса: Анна Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Анна, здравствуйте!
Сочувствую всему пережитому вами. К сожалению, родители не всегда знают и понимают, как нужно относиться к детям. И занимаясь устройством своей жизни, погружаясь в решение своих проблем и вовсе забывают о них. Как в вашем случае.
Вы правы, что многие взрослые комплексы вырастают из детских страхов, привычек. И тип мышления во многом зависит от воспитания и того, что заложили родители. Но при желании любой человек может измениться. А это немного сложнее, чем просто жалеть себя и обвинять других во всех своих бедах и проблемах. Это то, чем сейчас занимаетесь вы.
И если вы не возьмете себя в руки и не встряхнетесь – то вся ваша жизнь пройдет как серый и мучительный сон. И будет постоянное желание, чтобы этот сон как можно быстрее закончился. И ваши мысли, «что жизнь кончена и ничего хорошего уже не будет почти каждый день» - подтверждение этому. Дальше будет еще хуже.
Ваша жалость к себе и обида на родителей просто съедят вас изнутри. И вряд ли с таким грузом вы сможете стать счастливой. С годами и нарастающими страхами, комплексами, обидами, злостью и ненавистью вы превратитесь в озлобленную старуху. Вы точно этого хотите?
Если вы хотите изменить свою жизнь – надо работать над собой, надо менять себя. Само собой ничего не случится и не получится. Первым делом нужно избавиться от обид на родителей.
Для этого нужно немного с другой стороны посмотреть на жизнь, которую они прожили. Ваши папа и мама. Почему они разошлись? Почему папа пил? Когда начал? Какие у них с мамой были отношения? Любили ли они друг друга? Вы можете поговорить об этом с мамой или поспрашивать бабушку.
Так же присмотритесь к отношениям вашей бабушки и мамы. Как ваша бабушка относится к вашей маме? Что говорила, когда вы были маленькой? Как мама относиться к бабушке? Их отношения теплые и доверительные? Каким было детство вашей мамы? Какие отношения были с ее папой? Как давно бабушка одна?
Слушая все эти ответы на вопросы, возможно, вы начнете понимать уже со взрослой позиции, почему ваша мама именно такая. Возможно, она сама не получала любви от бабушки, которая все время работала и не уделяла маме внимание. Поэтому мама и не знала, как нужно обращаться с вами. А может, ее тоже воспитывала ее бабушка, пока мама была занята на работе и поэтому мама спокойно перебросила вас на свою маму. Понимаете, о чем я?
У меня нет даже мысли оправдывать вашу маму. Она во многом была не права. Она жила, как умела и как могла. Она хотела быть счастлива и делала для этого все возможное. Но счастливой так, к сожалению, и не стала. Согласитесь, что ваша мама много перенесла и настрадалась в этой жизни. И в чем-то ей можно даже посочувствовать. Она выбирала не тех мужчин, она по тем или иным причинам не присутствовала в вашем детстве, не занималась вашим воспитанием.
Чтобы ваши обиды ослабли и перестали вас душить, вам нужно всего лишь постараться понять мамино поведение и принять его. Она много раз ошибалась и испортила свою жизнь. Она не идеальная. Она такая, какая есть. И возможно, во многом винит себя. Но к сожалению, прошлое никто не в силах изменить. И ваша мама этого тоже не сможет сделать.
«Хотелось бы как-то так сделать, чтобы моя мать из моей жизни ушла, чтобы не было никакого даже напоминания о ней» - и что изменится в вашей жизни? Если она исчезнет – вы что сразу станет мега открытым и общительным человеком? Или у вас тут же появится диплом о высшем образовании? Или вам предложат самую высокооплачиваемую работу? Что изменится в вашей жизни?
Вы ведь все равно будет вспоминать о ней с ненавистью. Каждый день. Вы будете обвинять ее в своей неудавшейся жизни. В том, что не воспитала, как надо. Не дала образования. Не устроила на работу. И во многом другом.
Аня, пока вы ничего не сделаете со своей обидой на маму – легче вам не будет. Подумайте над этим очень хорошо.
Лучшее, что вы можете сделать – это поговорить с вашей мамой по душам наедине. Спокойно, без истерик, криков и обвинений. Вам нужно высказать вслух все, что вы чувствуете, чтобы оно вас изнутри не разъедало. Рассказать маме, как больно, когда и чем она вам сделала. Позадавать вопросы. Может, даже и поплакать вместе.
За один раз и за один разговор может вы полностью маму и не простите, и не поймете. Но вам однозначно станет легче.
Анечка, когда ваша обида ослабнет, жалость к себе станет слабее – вы начнете по-другому относиться к жизни. И ваша жизнь начнет меняться. Главное – сделайте первый шаг. Он самый сложный. Далее будет уже полегче.