Как вести себя во время агрессии мамы?

Вопрос психологу:
Добрый день! Пыталась самостоятельно найти решение своей проблемы, но не получается.
3 года назад моего младшего братишку сбил на смерть автомобилист находящийся в алкогольном опьянении. Так так моя мама осталась жить одна (наш отец умер достаточно давно, замуж повторно она не вышла) моя семье (я, муж и сын-7 лет) были вынужденны переехать к ней. Были периоды когда жить становилось совсем не возможно по причине ее постоянных криков на моего сына и мужа, постоянных необоснованных претензий в наш адрес. Но вроде как она понимала, что что-то происходит не так и я уговорила ее сходить в психиатру. Ей выписали лекарство, она его пропила (что-то около 6 месяцев). Но теперь все возвращается с новой силой. Я ей намекала может ходить к психологу и он как-то ей поможет, но она на отрез отказывается, говорит "сойду с ума положите меня в психушку". Так как мама не работает забирает моего сына из школы и находится с ним одна до вечера. Я беспокоюсь за психологическое состояние сына. Вечером когда я прихожу с работы он мне постоянно жалуется на нее. Я уже стараюсь делать все уроки с ним сама, так как она во время выполнения домашнего задания может и дать ему подзатыльник и обозвать дебилом. Хотя ребенок достаточно спокойный и учится хорошо. В выходные тоже настоящая пытка, я целый день вынужденна слушать как она постоянно придирается к ребенку и все это еще и на повышенных тонах. Когда я уже не выдерживаю и начинаю ее одергивать начинается скандал ""Я тебе мешаю" и т.д. Приходится нам с ребенком абстрагироваться и не замечать ее. На мужа моего тоже постоянно срывается "тут не так сделал, с ребенком не занимается, по дому ничего не делает" и т.д. Пару раз пробовала ей говорить что если она не возьмет себя в руки мы переедем обратно к себе, она успокаивается на какое-то время, но после все начинается заново. Все это уже усугубляется тем, что мама находится на гемодиализе и имеет 1 группу инвалидности и работать ей нельзя, да и возможности физической нет, а значит одна она просто финансово жить не сможет. Буду очень благодарна если посоветуете как вести себя в момент ее агрессивных вспышек, как научить ребенка правильно вести себя в такие моменты.
Автор вопроса: Мария Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Селезнёва Марта Александровна.
Здравствуйте, Мария. Агрессия вашей мамы может быть связана с разными причинами. Возможно, на фоне гемодиализа у неё нарушен гормональный фон, что может вызывать агрессию. для уточнения данного вопроса лучше обратиться к врачам. Возможно, ваша мама не пережила до конца смерть сына. Вы водили её к психиатру и ей, наверное, были выписаны какие-то препараты, которые успокаивали её нервную систему. Возможно, лучше было бы обратиться к психологу или психотерапевту, чтобы был комплексный подход к переживанию горя. Ещё одной причиной агрессии может быть ощущение не полной себя хозяйкой. Может, стоит подумать о переезде. А насчёт финансовых трудностей вашей мамы: во-первых, у неё должна быть оформлена инвалидность и ей положена пенсия. Во-вторых, можно маме вязать, шить, делать какие-нибудь сувениры и продавать их в интернет. Возможно мама ещё чем-то умеет заниматься кроме рукоделия, чтобы можно было бы работать. Если она не может или не умеет пользоваться интернетом, можно или научить, или помочь с реализацией того же рукоделия. Финансово вы сами ей можете помогать и для этого совсем не обязательно с мамой жить. Если переезжать не хочется. Не хочется маму оставлять одну, попробуйте поговорить спокойно. Выяснить, что её так раздражает. Только не во время вспышек гнева. В такие моменты разговора не получится. Только сами нервничать будете. Мария, вы написали ещё, что пытались игнорировать агрессивное поведение мамы. В связи с этим у меня возник вопрос: а как ваша мама реагировала на ваш игнор? Продолжала ли кричать? Пыталась ли привлечь к себе внимание? Или успокаивалась? В любом случае, постарайтесь на агрессию не отвечать агрессией. Попробуйте сделать маме комплимент когда мама сердиться. Можно ещё всей семьёй играть в игры: «обзывалки», когда вы по очереди сначала обзываете друг друга разными предметами: ты - тумбочка. А ты - ковёр. И так далее. Затем можно перейти к комплиментам. В конце игры обсудите друг с другом кто что чувствовал когда его называли тем-то или тем-то. Ещё можно поиграть в игру: каждый берёт чистый лист и пишет на нём всё что хочет. Это могут быть плохие слова, рисунки, комплименты - всё что угодно. Затем каждый рассказывает, что написал и что бы хотел с этим листком сделать: выбросить, порвать, подарить и пр. Эти игры помогут выплеснуть свои эмоции или высказать свои чувства. желаю вам взаимопонимания.