Как общаться с родителями, когда сам родитель?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 25 лет, замужем, есть маленький ребенок, нахожусь в декретном. Живём отдельно от родителей. Но строимся рядом с частным домом родителей. Не знаю как с ними разговаривать. Как стала мамой, на многое смотрю иначе, вижу миллионы ошибок моих родителей в общении с детьми и стараюсь из избегать. Но до сих пор есть конфликты и стычки. Как отвечать на эти наезды без слез и вечных доказательств не знаю. Раньше всем их действиям находила оправдания: у них было такое время, их так учили, воспитывали и прочее, у них не было той информации, жили проще. Но сейчас понимаю, что у них просто не было желания. Не было желания разбираться с чувствами, о них вообще никто не говорил. Не было желания разбираться с будущей профессией и школой, мол сама разберётся. Не было желания заработать больше на образование или банально на клёвый свитер. И даже когда деньги были, покупали какую-то чушь, а не детям что-то. Все детство чувствовала себя не такой как все. И всегда было такое чувство что я выпрашиваю новую необходимую вещь, на которую деньги были, но просто говорили что их нет. Их всегда не было на детей. Для них они всегда были. Если убрать материальную сторону и вспомнить жизнь, то врезается в память переезд из общей детской в разные комнаты. Когда нам было уже по 13-16 лет. Нас с братом и сестрой отделили шторками!!!! В большой комнате. А сами они благополучно переехали в меньшую, но комфортабельную комнату. А мы слушали как брат приводит девушек и они занимаются любовью. А на то чтоб сделать каждому стенки и двери речи быть не могло. И так отлично. Брат первый убежал после ссор. Мы последние. И все воспитанные было выстроено, на то что мы все должны им. Мы обязаны помогать, а если откажешь, ты неблагодарный, ради тебя то и это было сделано, мы обязаны слушать их мнение и если не так, то ты сопля и не понимаешь ещё ничего. И до сих пор в случае отказа в помощи, начинается что мы для вас все, а вы даже помочь не можете, что вы о себе думаете, да мы больные, не можем...и т.д. Так вот, а стоит заикнуться что на самом деле, для нас то и ничего, как тут же получишь обиду и обвинение в оскорблении и упреках и как мы вообще посмели, ведь вот вам все делают. Вот как вести диалог?Я стараюсь не идти на конфликт, но когда накопится...могу взорваться и наговорить ерунды. А хочется не ерунды, а чтоб поняли, что я их люблю любыми, но некоторый стиль поведения можно и поменять уже со взрослыми детьми. И что вообще недопустимо с дочерью так говорить. Я себе не позволяю так с ребенком себя вести и для него все делаю, чтоб он потом не думал даже о таких вещах, как разочарование в родителях. Вопрос в том как отвечать правильно? Чтоб не обидеть, но и не стать посмешищем для своих детей, мол бабушка с дедом говорят , что вы неправильно нас воспитываете и прочее.
Автор вопроса: Катя Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Лелюк Алина Владимировна.
Катя, здравствуйте!
Отношения родителей и детей – это очень глубокая тема. Можно долго и нудно рассуждать о том, кто и как мог поступить, но не поступил, и почему именно этого не сделал. Если бы ваши родители были другими, то и вы были бы другой. И возможно, несколько иначе сложилась бы ваша жизнь. И другим было бы отношение к своим детям. И не факт, что вот все то другое – было бы лучше того, что есть.
У вас по каким-то причинам (возможно, рождение ребенка и декретный отпуск) обострился внутренний конфликт, основанный на отношениях с родителями. Все, что вы писали о детстве – это рассказ той маленькой девочки, которая все это пережила и которой все еще больно от этого. Которая хочет, чтобы ее пожалели и посочувствовали. Возможно, чтобы родители извинились и признали свои совершенные ошибки. И чтобы начали по-другому обращаться и разговаривать.
Катенька, вы накопили столько обид на родителей, что они уже не дают вам спокойно относиться к родителям и местами вгоняют вас в роль жертвы. Поймите, что изменить родителей вы не сможете. Вообще – изменить другого человека без его желания невозможно. Но вы можете изменить свое отношение к родителям и их поступкам. И именно тогда начнут меняться ваши родители по отношению к вам. Иначе никак не получится. Сколько бы вы им не доказывали о том, что они были не правы, это будет всего лишь вызывать их злость и раздражение.
И пока вы не поймете, что вы уже не та маленькая девочка, а взрослая и самостоятельная женщина, мама, вы будете постоянно «бороться и воевать» с вашими родителями. А родители будут относиться к вам соответственно. И ваши конфликты будут то затухать, то вспыхивать все сильнее и ярче, по большей части портя жизнь именно вам.
Катя, вам нужно проработать и нейтрализовать все ваши детские обиды. Иначе, вы можете всю жизнь потратить на то, чтобы НЕ делать так, как делали ваши родители. НО на самом деле, чем больше мы упрекаем кого-то в каких-то его поступках, тем больше вероятность, что мы поступим так же или еще хуже. Как вариант – впадем в противоположную крайность. А любая крайность – это не всегда хорошо. Должен быть баланс, золотая средина.
Вас обижало то, что родители не уделяли вам «денежного» внимания, не интересовались вашими чувствами, «…всегда было такое чувство что я выпрашиваю новую необходимую вещь, на которую деньги были, но просто говорили что их нет. Их всегда не было на детей. Для них они всегда были». И вы пишите, что «не позволяю так с ребенком себя вести и для него все делаю, чтоб он потом не думал даже о таких вещах, как разочарование в родителях».
Катя, я не хочу вас огорчать, но делать все – это тоже не всегда хорошо для развития ребенка. Если вы не будете знать меру в угождении ребенку - это уже другая крайность родительского поведения, которая может привести к другим разочарованиям вашего ребенка.
Когда вы нейтрализуете все свои накопленные на родителей обиды, вы сможете воспитывать ребенка без оглядки на свое прошлое и на нормы воспитания ваших родителей. Вы будете поступать так, как вам хочется и как вы считаете нужным. Вы перестанете так активно сравнивать себя с родителями и стараться быть лучше. Вы начнете воспитывать ребенка в радости, а не в страхе, что кто-то кому-то что-то скажет. И вам не нужно будет никому и ничего доказывать.
«Вот как вести диалог? Я стараюсь не идти на конфликт, но когда накопится...могу взорваться и наговорить ерунды» - Катя, диалог нужно вести на равных. Спокойно высказывая свое мнение и так же спокойно его отстаивая. Без истерик и взрывов эмоций. И конечно же, ваши родители первое время будут нервно воспринимать вашу самостоятельность. Возможно, будут и упреки. Но вам на это не нужно отвечать. Просто потому, что родители прожили свою жизнь как они хотели, могли и умели, а вы хотите прожить свою по своему желанию. И вы уже взрослая и можете сами принимать решения, что, как и когда вам делать.
То, что вы стараетесь не идти на конфликт – это не очень хорошо для вас. Потому что все ваши недовольства и невысказанность накапливаются и в какой-то момент вы бросаете в родителей огромный снежный ком из упреков, обвинений, обид и т.д. Учитесь не замалчивать, а каждый раз спокойно отвечать на то, что вас задевает и на то, что вам не нравится или не устраивает. Отвечать по существу и конкретно, не вспоминая прошлые обиды. Не встревая в словесные перепалки. Просто высказывая свое мнение, которое может не нравится вашим родителям. Но у вас же могут быть свои планы на вашу же жизнь?
И возможно, через какое-то время ваши родители поймут, что манипулировать вами прежними способами у них не получится. И начнут менять тактику. Потому что со взрослым и самостоятельным человеком нужно общаться не так, как с маленькой девочкой, которая нервно реагирует на любые замечания и высказывания.
Катя, как только вы сами начнете меняться – начнет меняться и все вокруг вас. Когда вы поймете, что вы не жертва обстоятельств и «неправильных» родителей – тогда вы сами начнете вести себя по-другому, по-взрослому. И тогда вы будете благодарны своим родителям за все. И сможете им спокойно и без особого случая говорить о том, что вы их всегда любили, любите и будете любить любыми.