Поиск по сайту

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Ксения, мне 25 лет. Родилась, выросла и живу в Санкт-Петербурге. Мой отец умер 19 лет назад, когда мне было 6 лет, моей матери 60 лет. После смерти моего отца мы с ней жили вдвоём, мужчины у неё не было. Мы жили в 8-метровой комнате в 2-х комнатной коммуналке, мы с ней там прописаны. Она работала с 1988 г. на почте, 3 года назад она уволилась. Когда я пошла в школу, она начала в комнате потихоньку накапливать всякий хлам, ненужные вещи, газеты, ерунда всякую, я не могла никого пригласить в гости. Потом со временем эта свалка заняла весь стол, и я не могла делать уроки за столом, приходилось всё время писать на коленях, также у нас потом сломалась люстра на потолке, и она её не ремонтировала, говорила, что ей не нужен верхний свет, и у нас была маленькая тусклая настольная лампа, и вот в таких условиях я росла плюс денег не хватало, мало того, что нищета, так она ещё и разводилась бардак в и так ужасно маленькой комнате. Став старше, в 15 лет я ей прямо сказала, убирай срач, она в ответ орала - не трогай, это не твоё. Когда её не было дома, я что смогла выкинула, там уже в пыли всё было, она пришла, устроила дикий скандал, был просто ужас. Так и жили... Потом в 18 лет я от неё съехала и вышла замуж. 4 года я была замужем, а потом муж умер. У него я не могла остаться жить, встал вопрос возвращения к моей матери, в этот кошмар! Я стала снимать комнату. У меня зарплата всего 20000 руб. Больше половины уходит на съём, на жизнь почти ничего не остаётся. Так как мне не на что было снимать, мать взяла кредит, чтобы я въехала в съемное жильё, там оказалась не адекватная бабка-хозяйка, пришлось искать другую комнату и переезжать, и мать ещё раз мне помогла деньгами. Сейчас я за съем плачу сама, но с моей зарплатой впритык все деньги идут на съем. Мать сейчас эти годы совсем запустила комнату у себя дома, теперь она на пенсии, не работает, там ужасный хлев теперь, а не комната! И мне пришлось бы туда вернуться после смерти мужа. Я ни в коем случае не хотела туда в этот хлам возвращаться, и мать мне 2 раза помогла, сказала, что эти деньги в долг. Теперь она говорит, что я ей должна всю сумму отдать, а накопилось там прилично, и у неё кредит ведь взят из-за этого, и проценты набегают большие, а я ей не могу отдавать, так как снимаю. Работу другую найти тоже не могу по состоянию здоровья, мужчины у меня нет, я одна. Что мне делать? Почему я ей должна возвращать деньги? Или вернуться к ней, со скандалом копаться и выкидывать её хлам и всю грязь, что там накопилась? Мне свои нервы и здоровье дороже! Всё детство она мне этим испортила. И мне туда возвращаться? Или продолжать снимать? А у неё растут проценты, получается, путь в никуда... Я ей должна, как она говорит! Жду Вашей помощи в моей ситуации! Спасибо!!!
Автор вопроса: Ксения Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день, Ксения!
Из вашего письма я чувствую, что деньги - это как будто значимый символ, долг маме заключается не только в реальных процентах. Вы с мамой в прочной связке: она вам "детство испортила", вы выбрасывали "не свои вещи", она для вас взяла кредит, теперь вы "должны".... Здесь все намешано, зона ответственности как будто общая - за все.
...Такое ощущение, что деньги вас обеих "высасывают". Кредит с процентами непосильный, все у вас уходит на съем, себе ничего не остается - и это ваша с мамой общая ситуация.
На подсознательном уровне долг маме - это повод для крепкой связи с ней. Если вы должны маме - по этому каналу бесконечно уходят ваши силы и ваша энергия. Поэтому лучше после 18 лет не брать у родителей деньги - или стараться отдавать взятое. Потому что деньги привязывают и дают право для требования возврата. И тогда взрослый человек не живет свою взрослую жизнь, а отдает долг маме - и денежный, и символический.
Для мамы этот кредит тоже мог быть бессознательной привязкой к вам - "я же вот для тебя что сделала, а ты неблагодарная". Поэтому ваши отношения с мамой мне видятся глубже, чем описанная ситуация с кредитом.
Ваш вопрос звучит: "Должна ли я отдавать деньги, взятые в долг?" То есть, вы сами формулируете это как долг, и тогда - денежные долги отдавать нужно. Помните, что это не только про деньги. Что еще вы должны своей маме? Если вы обижаетесь на нее - это тоже сильная связь. Вы обе как будто не можете отпустить друг друга... А деньги - средство привязки...
Скорее всего, мама "жила ради вас". И когда смысл ее жизни отделяется, у нее это вызывает сильную тревогу. И она стремится бессознательно вас привязать. Но у вас - своя жизнь. Этот непомерный долг с растущими процентами - символ неоплатного долга перед мамой. И целиком его отдать невозможно. Потому что дети ничего не должны родителям.
Но если речь о денежном кредите, то мне видится, что вернуть его необходимо. Знаете, почему? Так вы перестанете быть ребенком, зависимым от мамы. Вы станете взрослой и ответственной за собственные решения. Как это сделать? Определите сумму, которую вы должны. Узнайте точно сроки выплаты и проценты - все банковские условия. Это будет конкретика. И потом - подумайте над вариантами. Найти комнату дешевле? Подработку, помощь мужчины... Не знаю, как это будет. Но если вы примете четкое решение - отдать - и выполните хотя бы пару действий вовне (банк), процесс запустится.