Ужасное воспитание внушило неуверенность.

Вопрос психологу:
Доброе утро. Я человек из семьи скромных интеллектуалов, поэтому сам такой по воспитанию. Однако мне совсем не нравится моя неуверенность в себе, из-за страха быть осуждённым родителями и другими родственниками я очень боюсь принимать решения сам. Они очень строгие педанты, даже друзей вне знакомых запрещают заводить, про девушек вообще молчу. Их консервативная позиция говорит о том, что мне нельзя никому доверять, пока им не станет известен этот человек. Еще они помешаны на дипломе и говорят, без него жить мне будет хуже смерти, ибо вся родня с дипломами. Я смотрю на их жизнь и понимаю: вот откуда я такой «хороший мальчик», у них было такое же воспитание, как итог жалуются на жизнь. Если будет необходимость, могу рассказать об ошибке выбора профессии. В итоге я из «хорошего мальчика» превратился в немотивированного конформиста. Я из-за них не годен в армию, тем самым имею клеймо холостяка на всю жизнь. Теперь я стыжусь и стесняюсь своего большого возраста, фигуры (исправлять начал), большого ума (он мне не нужен, только мешает) и социального положения, я живу с родителями. Меня очень унижает то, что люди моего возраста уже женаты, с детьми, есть опыт разводов, имеют свою машину, живут отдельно от родителей. Помогите мотивировать меня на начало собственной жизни и уничтожении этой надоедливой стабильности, а то характер у меня никудышный, как у большинства родственников, а то я очень боюсь стать как отец, неудачником, который уже 14 лет не может улыбнуться. Я чувствую, что уже в него превращаюсь. Очень буду благодарен за помощь, ведь ужасный характер мой повлёк за собой неправильный выбор профессии.
Автор вопроса: Александр Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Ходюшина Ольга Алексеевна.
Здравствуйте, Александр. Ваше письмо на сайт – это уже важный шаг, т.к. Вы пишите «я очень боюсь принимать решения сам». Из письма «помогите мотивировать меня на начало собственной жизни». Чью тогда жизнь Вы сейчас проживаете? Какая Ваша собственная жизнь? Александр, чтобы понимать, как идти, нужно понимание, куда именно идти и зачем. Возьмите лист бумаги и заполните таблицу. Первый столбец «Сейчас», второй столбец «Будущее», третий столбец «Что мне это даст». Например, сейчас – неуверенный, будущее – уверенный, что мне это даст – смена профессии. Заполните таблицу, разбирая каждый аспект своей жизни. Проведите ревизию своих 19 лет, распишите свое будущее так, чтобы оно нравилось Вам. Таблицу заполнять можно несколько дней, главное отнеситесь ответственно к заданию. Как только таблица будет заполнена, выделите два пункта, над которыми необходимо поработать в первую очередь, изменение которых принесут значительные перемены в Вашу жизнь. Это и будет Ваш первый бросок в новую жизнь.
Читая письмо, я уловила пренебрежительное отношение к семье и к себе. Фраза «я смотрю на них жизнь и понимаю.....у них было такое же воспитание» показывает, что Вы на правильном пути. Не надо бороться с семейным укладом и пытаться всех переубедить, Вы все равно проиграете на первых порах. Попытайтесь понять, что родители действуют по стереотипам, которые в них вложили. Они «зомбированы» детскими директивами, они не знают, как жить по-другому. Это их жизнь и их право, если они не просят помощи, то изменить их практически невозможно. Примените это как данность. Вы сможете помочь только себе, сможете изменить только свою жизнь. Первый шаг к этому я уже написала. Ваша жизнь – это Ваша ответственность. Идя по своему пути, Вы сами отвечаете за себя. Готовы ли Вы к этому? Вы готовы взять ответственность за свою жизнь на себя? Готовы сказать себе, что я сам позволяю управлять мной? Раз я позволяю, значит, я и ответственен за это. То есть жизнь складывается так, потому что я сам это допускаю. В этом виноваты не только родители, а моя безответственность к своей жизни! Какие чувства возникают у Вас после прочтения этих строк? Если жалость к себе, это опять про снятие ответственности с себя. Если желание, что то изменить, то это уже про взросление. Бороться собой – великая битва. которую никто не выигрывает. Примите себя и свою семью. Не боритесь собой, не критикуйте себя, не смотрите на других. Для того, чтобы изменить течение реки нужно выкопать новое русло. Тогда река сама потечет туда, куда нужно Вам. Прокладывайте новый путь своей жизни самостоятельно с любовью и с ответственностью. Пусть Ваша жизнь течет туда, куда хотите только Вы. Удачи Вам, Александр. Если нужна будет помощь, обращайтесь.