Не хочу терять мать. Но мы просто отдаляемся друг от друга каждый день больше и больше.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне очень тяжело общаться с матерью. Дело в том, что мои родители развелись, когда мне было 13 лет, потому что папа часто избивал маму, я всячески его успокаивала, выводила с дома, становилась между ними, и это хоть как-то останавливало отца. Но в один день, когда он как обычно выпил, они начали ссориться, я вовремя заметила, что он идёт на неё с кулаком, я просто за секунды успела втиснуться между ними чтобы собой защитить маму, кулак, который был уже на весу, он раздал и дал мне очень сильную пощечину, и я упала на пол. Этот день стал последним в браке моих родителей, мама больше не стала терпеть это всё. Она ушла к своим родителям, забрав меня с собой. Отца я простила давно, хотя мне это трудно далось, я поддерживаю с ним связь, часто бываю у нас дома, я его очень сильно люблю, не смотря ни на что.
Он редко помогает нам с финансами, потому что у него нету работы, иногда что-то подрабатывает и даёт мне, но в основном всё пропивает, он живет один.
Я закончила школу, поступила в медицинский, как я поступила это тоже отдельный вопрос, мама меня буквально заставила, поставила передо мной выбор: либо мед, либо никуда не пойдёшь. И я пошла. Отучилась. Конечно финансово полностью содержала меня она, пока я училась, но каждый раз я слышала от неё упреки, что «вот, отец твой вообще ничего не даёт, одеваю кормлю обуваю тебя я». Я это видела и понимала, но что могла с этим поделать я?
Она бывало даже лет до 15 запрещала мне навещать отца, а потом я уже не стала спрашивать у неё разрешения, бывало и ссорились с ней на эту тему, и потом она мне напрямую сказала «Я ревную тебя к твоему отцу, не хочу, чтобы ты к нему ходила и звонила ему». Это был для меня шок, ведь как я могу отказаться от родного отца? Да, он был плохим мужем для неё, но для меня он был в целом как отец хорошим.
Она каждый раз при мне плохо высказывается о нем, и стоит мне хоть слово сказать, чтобы она перестала, она говорит «Конечно, ты защищаешь отца, зачем тебе я, на ноги тебя поставила я, его ты любишь больше». Это не так, люблю я их одинаково, не могу же я выбирать между ними.
Теперь, после того как я закончила, я ищу работу в городе (мама живет в селе), чтобы не потерять диплом. С первым местом работы не получилось, меня не взяли, потом где-то месяц искала ещё работу (у нас в городе трудно устроиться без связей, а в селе ее нету вообще), и она начала выражать своё недовольство по поводу того, что я до сих пор не нашла работу, что вот все другие работают, я одна какая-то не такая, что ей уже надоело меня содержать, я ей сказала, что могу устроиться официанткой куда-нибудь, чтобы больше не зависеть от неё в финансовом плане, на это она начала кричать, что не допустит такого, что работать я буду только по профессии. Я ее тогда попросила больше мне не говорить такого, но это не прекратилось. Каждый день ссорились, и на подработку она меня не отпускала, говорила «только через мой труп», и хотела, чтобы я устроилась по диплому поскорее, хотя вакансий не было нигде, я не сидела дома, не бездействовала. Эти каждодневные ссоры мне надоели, и я ей сказала, что теперь больше не копейки у неё не возьму, что отныне это мои проблемы, я избавляю её от себя.
И она сказала «Вот и прекрасно, наконец-то ты поняла и всё. Что это такое? Как это назвать? Я же и раньше хотела это сделать, но она устраивала истерики. Помогите, пожалуйста, я не хочу ненавидеть свою мать, но мы просто отдаляемся друг от друга каждый день больше и больше.
Автор вопроса: Мадина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Панчук Ольга Павловна.
Мадина, добрый день!
Из Вашей истории я поняла, что у Вас проблемы в отношениях с мамой, но как наладить отношения Вы не знаете, потому что уже пробовали многими способами.
Дело в том, что у Вашей мамы есть свои причины, по которым её психика так себя ведёт. У неё не сложился брак, более того, она была в насильственных отношениях с отцом своего ребёнка. Скорее всего, у неё большая обида на Вашего отца и, в отличие от Вас, она его не простила, но поскольку ему она не могла это адресовать, она выливала это на Вас. К сожалению, так бывает в большинстве случаев, когда родители выливают свои печали и горести на детей. Но тут есть нюанс: детям это выдержать невозможно, так как они младшие (они дети), и их психика не окрепла до того, чтобы быть «психологом» для своих родителей.
Поскольку Ваша мама так и не простила Вашего отца, она Вас и ревновала к нему, так как её психика, скорее всего, чувствовала Ваше с отцом примирение и воспринимала его, как предательство по отношению к ней. НО: Ваша мама, скорее всего, не осознаёт этого.
Вы уже провели большую работу по прощению своего отца, что уже есть большим достижением! Вам необходимо осознать, что Вы уже взрослый человек и не несёте ответственность за чувства и эмоции своей мамы. У Вас своя жизнь, а у неё своя жизнь, и Вы не виноваты и не ответственны за разрыв и не сложившиеся отношения Ваших родителей. И раз Вы уже взрослый человек, то вправе брать ответственность за свои действия на себя. Если Вы решите не работать в медицине, то это будет Ваш выбор и Ваша ответственность. Ни Ваша мама, ни Ваш отец, никто другой не может быть в ответе за Вашу жизнь и Ваш выбор в таком возрасте.
У мамы происходят свои процессы в психике, и Вы тоже не несёте ответственности за это, но так Вы находитесь с ней рядом, она изливает на Вас свой негатив, хотя она это не осознаёт. Так случилось, что у неё именно так сложилась жизнь, это остаётся только принять и это её зона ответственности. Вам необходимо позаботиться о своём психоэмоциональном состоянии.
Попробуйте ей сказать о своих чувствах следующим образом: «Мама, я тебя любою и ценю всё, что ты для меня делала, но, когда ты так мне сейчас говоришь, то я злюсь, чувствую обиду, неуважение (перечислить свои чувства) ….» То есть, необходимо сказать о том, что Вы чувствуете в связи с её поведением по отношению к Вам. Ей кажется, что она делает только благо для Вас, но Вы это можете воспринимать по-своему: Вам от этого «блага» может быть больно, обидно, Вы можете злиться… То есть, не говорить о том, что она не права, например, а говорить о себе, о своих чувствах. Возможно Ваша мама ещё не воспринимает Вас как взрослого человека и пытается диктовать свои правила жизни. Но Вам уже 20 лет, у Вас есть высшее образование, Вы уже сформированная личность, которая имеет право на свой выбор и совершения своих ошибок.
Также, возможно, если Вы похожи по характеру и внешне на своего отца, то этот факт тоже может включать некоторые процессы и поведения психики Вашей мамы по отношению к Вам.
Надеюсь, я Вам немного помогла. Познавайте себя и у Вас всё обязательно получится! Познание себя всегда даёт плоды! Нужна будет помощь – обращайтесь! Если у Вас есть возможность, дайте мне обратную связь, насколько мне удалось Вам помочь. Спасибо!