Можно ли наладить отношения с мамой?

Вопрос психологу:
С самого детства у нас не очень заладились отношения. Общались со мной достаточно жестко, хотя и любили. Но стоило мне случайно отпустить в небо только что купленный шарик, меня со скандалом собирали в детский дом и так каждую ссору. В школе очень боялась получать плохие оценки, особенно в четверти. Это закончилось лишь в последние годы учебы. Как ни странно мама очень спокойно отреагировала на поступление на коммерцию. Учеба мне очень нравилась первые два года, я достигла больших успехов, но к сожалению, мой вуз был слишком устаревший для моей профессии, и я максимум облегчила задачу с получением диплома (перевелась в др. Город на заочное за копейки). За учебу родители больше не платят. Последние пару лет у нас с мамой хорошие отношения. Но все уткнулась в то, что 2 года назад я начала встречаться с человеком, за которого скоро выхожу замуж. Я практически перестала ночевать дома. И моей маме все это очень не нравится, хотя 2 через 2 я приезжаю домой, помогаю ,мы вместе проводим время, я стараюсь дарить ей радость. Также я лечусь у психиатра от генерализованного тревожного расстройства. Пью 2 вида ад. Но тут моя мамулик приехала ко мне на работу и высказала свое фи. "ты совсем забыла родителей, это тебе заняться нечем, а у меня куча дел" манипулируя тем, что я ей не помогаю, хотя это не так. Меня очень сильно это расстроило, случился срыв. После работы я собрала волю в кулак и приехала домой, как ни в чем не бывало. Сказала привет мамулик. Как дела? В ответ было недовольное фырканье. Я поняла, что в моем положении я сейчас снова сорвусь. Поэтому я просто собрала вещи и поехала к любимому. Я не понимаю почему я должна чувствовать себя виноватой за то, что просто хочу быть счастливой? Я очень люблю свою маму, но ее ревность к тому, что у меня может быть своя семья меня очень расстраивает. Я хочу нормальных отношений с ней. Почему не она понимает, что я уже взрослая и могу сама за себя отвечать? Она по-прежнему считает, что я еще ребенок. Хотя когда я работала по 6 суток и не появлялась дома - претензий не было. Но как только я хочу проводить время с любимым, я чувствую, что не заслужила благословение от нее. И еще достаточно тяжело в бытовом плане. Потому что у меня никогда нет времени и много работы, и вообще дома у меня часто беспорядок, что приводит ее в ярость. Я понимаю, что ей не нравится, но я стараюсь быть лучше, но такой уж я человек. Что мне делать, для того, чтобы она поняла, что я тоже имею права на свою жизнь? И что это не значит, что я ее брошу?
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Лобова Елена Алексеевна.
Здравствуйте, Татьяна!
Ваша мама, как раз-таки и понимает, что вы уже взрослая и боится вас потерять. В стремлении держать вас постоянно возле себя она выбрала очень разрушительную тактику поведения – заняла очень грамотную позицию манипулятора и агрессора, таким образом, она надеется держать вас всё время возле себя, внушать вам чувство вины для того, чтобы вы всегда были рядом и испытывали ощущение вины за то, что вдруг счастливы без неё(ну, не могут иные люди смириться с тем, что рожали детей не для себя и своих утех, а для (как они сами рассуждают: «чужих дяденек и тётенек»))
но как сказала однажды Луиза Хей: «нас растили жертвы жертв, они делали это, как умели».
Вот и простите её и главный ресурс, который вы можете взять из этой ситуации – это не относиться так же и к своим детям. Вашу маму уже не изменить, да и не стоит, если она захочет измениться, то сама обратится к психологу.
Но измениться можете вы. Каким образом? Бывает так, что просто не объяснили человеку, что можно уже и иначе, а просто это знание и обретение человеком самодостаточности и независимости мало кому выгодно… вот и не осведомили, вот и не одобрили и не просветили… но некоторым эти новые знания открываются…
Подумайте, а для чего вам в 22 года одобрение мамы? одобрение старших необходимо нам, пока мы беспомощны. Всего лишь для того, чтобы выжить. Стремясь понравиться старшим и сильным, человеческое юное создание манипулирует в стремлении заполучить блага в своё распоряжение. Это создание очень быстро понимает тонкости всех условий «игры»: «если буду хорошим - меня будут любить» и использует этот навык в своей жизни… но люди растут и взрослеют и многие так и не понимают, что взрослея, меняются не только они, но и условия игры. Не всех осведомили о снижении и отмене необходимости стремиться всеми правдами и неправдами понравиться, просто для того, чтобы выжить… человек уже сам умеет выжить и обходится без помощи посторонних в построении своей жизни, а всё ещё не сменил свои поведенческие реакции, всё ещё остаётся зависим от мнения тех от кого его жизненные ресурсы уже не зависят в той степени значимости, что была ранее…
и в момент наступления совершеннолетия держаться за родителей вовсе и не обязательно, тем более, если они ведут себя недостойным образом. Для чего нам, взрослым людям, нужна зависимая позиция от них? Мы уже вполне можем себя обслужить… тогда зачем многие держатся за свою детскую позицию? Просто не знали? Не знали, что можно и иначе? теперь знаете? И вы уже сами замечаете, что позиция «буду хорошей – будут любить», уже не работает, как раньше, тогда зачем её придерживаться? (да и зачем нам теперь эта позиция? Сами себе смесь в бутылочке сделаем))
поэтому становитесь независимой от оценки своей мамы, от её настроения, становитесь взрослой и самодостаточной и не поддавайтесь на её провокации и манипуляции. Это единственное, что вы можете для себя сделать, наконец, заняться собой, а не потакать капризам мамы, в конце концов, если она вас родила только затем, чтобы потом над вами вот так доминировать, то пора её беспредельную власть над вами прекратить и не поступать подобным образом со своими детьми. Единственный пример, который она вам подала. Просто так же не делать. Когда вы перестанете ощущать вину, когда вы выйдите из позиции Жертвы, когда перестанете поддаваться на её манипуляции и провокации, тогда и ваша мама задумается, а почему же теперь её приёмы не работают? и уже она будет искать вашего одобрения. Не меняйте её – измените себя.
Удачи вам!