Как научиться не конфликтовать со своими родителями и не бояться оставаться с ними наедине.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 28 лет, и недавно я поняла, что у меня большие проблемы в общении с родителями (особенно с мамой)! Причем, анализируя всю свою жизнь, я понимаю, что они начались с самого раннего детства. Начну по порядку.. . У меня была полная семья мама, папа и старший брат (старше на 3 года) мы жили в маленьком провинциальном городке. Я себя помню где то с 3х летнего возраста. Папа постоянно ездил в командировки, поэтому фактически до 9 -10 летнего возраста я его видела дней 100 в году. Когда он приезжал, чувствовала его посторонним человеком, который дарит мне подарки по возвращению с командировки, и на этом все. Общих тем для разговора не было, были только претензии с его стороны, что ленивая, глупая, постоянное сравнивание с более умными детьми родственников и знакомых. Любимая фраза моего папы "ничего, на фабрике места хватит для всех! " или "будешь дворником работать!". Вообще он человек не сдержанный, и постоянно переходит на крик. Ремнем в детстве доставалось. Мама не работала, сидела дома с нами. В садик я не ходила. С братом с самого детства были ужасные отношения. Помню, что мы постоянно дрались и обзывались. Так как я была слабее, он меня постоянно бил. Помню один случай в возрасте примерно 6-7 лет, я написала на обратной стороне крышки моего письменного стола фразу "мама пожалуйста убей меня или его " вроде мама нашла эту надпись, реакцию не помню. Вообще мой брат принес моей семье очень много горя. Он был очень трудным ребенком и лет с 10 начал врать и лет с 12 воровать деньги. Проблемы только усугублялись, он врал все больше, стал воровать не только деньги но и вещи, и причем не только у нашей семьи, но и у родственников и друзей. Все знали, что творится у нас дома, нам постоянно звонили и говорили, что он занял деньги (с 14 летнего возраста ). С этого времени дома у нас были сплошные разборки, родители ругались с братом, ругались между собой. Когда папа отсутствовал дома, мама не справлялась с братом, они дрались, били посуду, я постоянно была в слезах. Между родителями были очень напряженные отношения. С братом не общаюсь лет с 17. В детстве мама постоянно со мной всем делилась. Я знала, что у нее были плохие отношения с ее мамой, она мне говорила, что в детстве ее не любили. У нее не было настоящих подруг и она постоянно всем делилась со мной. Жаловалось на папу, что он ее не понимает. . . после всех ссор, что были в нашей семье я ее успокаивала, постоянно целовала и обнимала ее (до 19 лет ), я помню просто море слёз! !! Она всю жизнь, что я ее помню находится в состоянии депрессии и уныния. Недавно я поняла, что моя мама ко мне относилась как к подруге, а не как к дочери. Я всегда выслушивала ее проблемы во всех сферах ее жизни. Она была со мной очень откровенна. Я знаю, что у меня было ранее половое развитие и мама в возрасте 7 лет решила, что пора со мной серьезно поговорить о том, откуда берутся дети и как вообще происходит половое отношение между мужчиной и женщиной. Она выбрала момент, когда мы шли одни с дачи (минут 50 до дома). Я очень четко помню, что категорически не хотела об этом слушать, шла рядом плакала, затыкала уши. Но позиция мамы было, что ничего в этом нет, это все естественно, и родители обязаны проводить беседу на эту тему со своими детьми. После этого разговора я боялась оставаться с мамой наедине, и особенно боялась долгих прогулок с этой чертовой дачи! В более взрослом возрасте (лет в 16) мама иногда со мной делилась какими то рассказами интимной жизни наших знакомых, переводя это в шутку, у меня это вызывало отвращение.. . Забегая вперед, я могу сказать, что до сих пор избегаю подобных тем с родителями, даже если мы смотрим вместе фильмы я заранее вспоминаю есть ли какие то сцены в этих фильмах, и пытаюсь в эти моменты выходить из комнаты. . И испытываю негативную реакцию, если речь идет о том, что мне пора заводить детей, не люблю обсуждать с кем либо кроме мужа эту тему! После того как у нас в семье начались проблемы с братом (они периодически возникают по сей день ) у меня начали плохо складываться отношения в школе с учителями и с сверстниками. Я фактически до 9 класса была изгоем и предметом для насмешек. Моя семья была не богата, поэтому родители считали, что я должна донашивать одежду за детей наших родственников, главное что бы я была опрятная, чистая и не голодная! Мне практически никогда не давали самой выбрать себе одежду, смотрели только на качество, а не на внешний вид. Родители всегда говорили : вот вырастешь и будешь делать что захочешь, а пока мы тебя содержим разберемся без тебя. Одним словом отношения со сверстниками у меня так же не складывались, меня откровенно унижали, учителя ничего хорошего про меня не говорили, но родители не особо вникали в эти обстоятельства. . . считали, что ну вот такая я троечница, и работа на фабрике меня! А в чем были причины моих проблем, никого не интересовало, да и я не делилась, не хотела нагружать лишними проблемами. . . да и мне наверное казалось, что так и должно быть. . . что другого отношения ко мне быть не может! Ладно надо заканчивать. . . и вот в 19 лет я уехала от родителей в другой город учится, почувствовала себя другим человеком! поняла, что я не хуже, а иногда талантливее, умнее и лучше чем мои сверстники. В 20 лет встретила своего гражданского мужа (с которым вместе 8 лет ). Посмотрела как живет его семья, что у них все спокойно и мирно. Общаться в компании мне до сих пор трудно, и вечное чувство неполноценности и непохожести на других меня преследует везде. С того момента как я уехала из дома с родителями я практически общаюсь только по телефону, так как живу очень далеко и поэтому встречаемся раз в пару лет. . . и вот тут возникла проблема! этим летом они приехали ко мне погостить (не видели друг друга 4 года ). Сначала приехал отец и я поняла, что не могу общаться с ним наедине без мужа. . . я не знаю о чем с ним говорить (хотя по тел. таких проблем нет ). После того как я уехала, он начал проявлять интерес к моей жизни. Меня все в нем раздражает, как и что он говорит, как он себя ведет, поймала себя на мысли, что контролирую каждое его движение, когда он общается с родственниками мужа. В моем общении с ним чувствуется нервозность с моей стороны. Никто из людей которые меня сейчас окружают не знают о моем брате. Я не хочу что бы хоть что то было известно о нем окружающим. С мамой дела обстоят еще хуже. Я просто чувствую к ней какую то ненависть и презрение. Причем я даже не могу скрывать эти чувства. Я физически не могу находится с ней наедине, хотя раньше я ее расцеловывала, а сейчас не могу даже выдерживать ее прикосновение, как будто, бы это совершенно чужой человек. Она постоянно ноет, что в ее жизни все плохо, что она не самореализовалась, что надо было жить по другому, надо было разводится, рассказывает проблемы связанные с братом. . . и дальше переходит на мою жизнь, на мое поведение, твердит что нужно делать так и так, что мне нужно меняться и т. д. Постоянно учит меня как надо жить, на что нужно обращать внимание, что нужно успеть в жизни и т. д И из-за такого моего отношения к моим родным родителям я чувствую себя ужасно! !! Я хочу что бы у них все было хорошо, но когда я даю им какие ни будь советы как изменить свою жизнь они не следуют им, а просто продолжают жаловаться на сою жизнь! как будто кто то должен за них все поменять! Мама написала мне письмо о том, что чувствует, что я ее не люблю и т. д и опять ноет, что она одинока. . . а мне все это надоело! Я устала решать чужие проблемы, просто говорить пустые слова в знак поддержки, я не могу говорить неправду и показывать, что ничего не изменилось в моем отношении к ним! Но с другой стороны, я понимаю, что они меня по своему любят и не хотят мне зла. И наверное их родители тоже что то делали не так, и ни кто их не научил как и что надо делать. Как мне стать более сдержаннее к ним? Как вновь почувствовать родственную связь? Как разобраться с своими тараканами в голове и не стать похожей на них?
Автор вопроса: mara Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Бородаенко Екатерина Александровна.
Здравствуйте, Mara! Прочитав ваше письмо, у меня сложилось впечатление, что у вас с мамой, папой и братом действительно непростые отношения. Чувствуется, что у вас есть обида на отца, мать и брата за прошлое, за моменты в детстве, которые вы описывали. Эти обиды, эта горечь из детства может мешать вам строить отношения с ними сегодня, может мешать вам принимать их тепло и поддержку. Например, от отца:
"После того как я уехала, он начал проявлять интерес к моей жизни. Меня все в нем раздражает,..." - обида на отца, который отсутствовал в значимый для вас период жизни может мешать вам получить его внимание и тепло сегодня.
Я думаю, примерно та же проблема есть у вас в отношениях с мамой. Хотя, как вы и пишете, с мамой все сложнее...По вашему письму действительно видно, что мать относилась к вам как к равной в детстве, как к подруге, вываливая на вас свои эмоциональные проблемы. Вы, будучи ребенком, естественно не могли это все переварить и дать нужной для нее поддержки. Более того, вы будучи ребенком сами нуждались в ее поддержке как матери. Мне показалось, что ваша мама по жизни заняла роль жертвы, которая сбросила с себя всю ответственность за обустройство своей жизни. А жертва всегда будет искать себе спасителей (вас) и тиранов (вашего папу и, возможно, вашего брата).
Теперь ближе к решению проблемы. Во-первых, пока вы не отпустите и не проработаете обиды на родителей и брата, ваши отношения будут напряженными. Как это сделать? 1) Пойти на консультацию к психологу или немедицинскому психотерапевту в вашем городе или по скайпу. 2) Попробовать проработать свои обиды самостоятельно. Для этого возьмите лист бумаги, разделите его на две части и напишите в левом столбике все свои обиды на маму. Затем напротив каждого утверждения в правом столбике напишите, за что вы благодарны маме. Например: Я обижена на маму за то, что она сваливала на меня свои проблемы и мало слушала о моих проблемах. И напротив: Я благодарна маме за то, что она сваливала на меня свои проблемы и мало слушала о моих, потому что это позволило мне стать сильнее, самостоятельнее и с малых лет я научилась находить выход даже в сложных ситуациях.
Отдельно составьте список обид для папы и для брата. Когда напишите, рекомендую все это прочитать вслух, прислушиваясь к своим чувствам, переживаниям. Как вам это говорить? Верите ли вы себе? Чувствуется ли еще обида и горечь внутри?
Еще к самостоятельным методам работы с обидой можно отнести написание письма гнева. Вы пишете письмо маме/папе/брату, где без цензуры, не подбирая слова описываете как можно подробнее все свои обиды, переживания и боль. Но не отправляете ей. После письмо можно сжечь, порвать.
Помимо работы с обидой, чтобы облегчить и улучшить ваши отноешния с родными, я предлагаю вам поотслеживать, когда вы в отношениях с мамой впадаете в роль спасателя.
"Я хочу что бы у них все было хорошо, но когда я даю им какие ни будь советы как изменить свою жизнь они не следуют им, а просто продолжают жаловаться на сою жизнь! как будто кто то должен за них все поменять!" - не давайте им советов, не тратьте энергию и силы на то, чтобы выслушивать как все плохо. Не будьте спасателем. Вы не обязаны это делать. Ваша мама живет так, как хочет. Если она недовольна своей жизнью, это ее выбор. Все, что вы можете сделать - это уважать ее выбор и ее саму. И как только вы примете свое бессилие что-либо изменить в маминой и папиной жизни, вам станет легче. Более того, вы их дочь, вы не можете учить их жизни. Они вас просто не услышат, даже если советы вы будете давать дельные.
Работа с обидами и выход из треугольника жертва-спасатель-преследователь поможет снизить вам напряжение в отношениях с родными и вернуть теплые чувства к ним. Помните, что пока ваши родители живы, любые проблемы в отношениях можно и нужно решать! Пока они с вами, у вас есть замечательная возможность получать то, чего не хватало в детстве - внимание, поддержку, интерес, тепло. Только сейчас вы к тому же еще и взрослая, а значит, можете прямо попросить об этом: мама, я хочу, чтобы ты обняла меня. Папа, я хочу, чтобы ты сказал, что ты веришь в меня. И, быть может, позже ваш внутренний ребенок скажет вам большое "спасибо")
С уважением, Екатерина Бородаенко,
психолог, психотерапевт,
тел.для записи на консультацию:
+79604661252
(viber whatsapp, telegram)