Родители говорят, что у меня не сложилась жизнь и что я никто.

Вопрос психологу:
Я училась в школе как все дети, поступила в университет по педагогической специальности на стипендию, работала по специальности, но потом поняла, что это не мое. Начала искать другу работу, получалось все не сразу, без опыта тяжело найти нормальную работу, но я работала, уезжала за границу на работу, теперь вот дома и ищу работу опять. Снимала отдельно комнату. Хочу найти работу и снять отдельно жилье. Открыла свой маленький интернет-магазин в инстаграме. Никогда не брала у них деньги, чтобы заплатить за квартиру. Родители постоянно обсуждают меня, что у меня все не так, что у меня жизнь не сложилась, что у меня ничего не получается, все что мне нравится - плохо и все что я хочу, тоже смешно и плохо. Ничем с ними не делюсь, ничего не хочу рассказывать. Низкая самооценка, не могу построить отношения ни с кем, думаю, что может я вправду тупая, и ничего не стою, что я не смогу найти нормальную работу и устроится в жизни. Кажется, что я хуже других, и вокруг все интереснее и умнее меня. Хотя у меня хорошая внешность и фигура. Понимаю, что я боюсь неудачи, что - то пробовать, что у меня не выйдет то,что я хочу. Постоянно читаю книги по психологии, но стоит им раз сказать, и все настроение и уверенность пропадает. Я их просто ненавижу, но и перестать общаться не могу. Не могу ни с кем поделится, и нет никакой отдушины нигде, вся жизнь кажется бессмысленной, ощущаю апатию, пустоту в душе. Ощущение, что чего не хватает в жизни, что я упускаю что то, не могу ничем заполнить пустоту. Позволяют на работе повышать на себя голос, и все это воспринимают как должное.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Павловская Гражина Чеславовна.
Добрый день, Анастасия!
Это нормально, что вы испытываете горечь и обиду по отношению к родителям, а иногда - и ненависть. Каждому из нас нужна и важна поддержка. И ждем мы ее обычно от самых близких и родных людей. Ненависть - это оборотная сторона сильной любви, поэтому понятно, почему вы и злитесь на родителей, и не можете перестать с ними общаться.
Как говорит психолог Людмила Петрановская, мы готовим наших детей к позавчерашнему миру... И вашим родителям было бы проще, если бы у вас было "всё как у людей". Но вы имеете смелость не терпеть все как есть, выбирать себе график и дело по душе - и за это вам - огромное уважение.
"Родители постоянно обсуждают меня, что у меня все не так, что у меня жизнь не сложилась, что у меня ничего не получается, все что мне нравится - плохо и все что я хочу, тоже смешно и плохо". Как вы обычно реагируете? Тихо злитесь? Уходите в себя? Ругаетесь? Здесь вопрос в том, как вы с родителями и с другими людьми отстаиваете свои границы. Неодобрение родителей так действует на вас потому, что вы... внутренне согласны с тем, что вас нужно поучать и критиковать. Вы принимаете эту критику. И это лишает вас сил.
Мне видится важным начать простраивать свои границы: вы не берете деньги, хотите снять квартиру - да! Это важно. Но важно еще и психологическое пространство. Подумайте о том, как научиться отвечать на эту критику. Например, возьмите лист бумаги и на одной стороне напишите все замечания и критику родителей - прямо дословно. На другой стороне - те ответы, которые вы даете не из состояния обиженности, но с позиций взрослого человека, который имеет право решать и выбирать, что делать и как жить. Перечитывайте свои ответы. Вживитесь в них.
Например: "все что мне нравится - плохо" // "...но только для моих родителей. Мне это интересно и важно. Это дает мне новый и опыт и новое понимание".
"У меня не сложилась жизнь" // "...и это правда, потому что мне только 24. Я в процессе и в поиске, и это здорово!"
Это первое. Второе - подумайте, а что положительного вам дает эта критика? Вопрос непростой. Иными словами: каковы ваши преимущества от того, что вы бездействуете, слушая родителей? (Они точно есть).
Третье - стать себе заботливым и поддерживающим родителем. Бережно относиться к своим желаниям. Работать с Внутренним Критиком так же, как с родителями: как только вы думаете о себе: "Я никчемная и ничего не умею" - тут же внутри себя давать ответ: "Ничего не умею? А магазин в Инстаграмме? А смелость поехать за границу..." - и так далее. Проводите инвентаризацию своих достижений - их у вас довольно много, просто пока они обесценены.
Это хороший кусок работы, но вам важно прекратить токсичное воздействие критики...