Как успокоить психа отца?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Ксения, мне 24 у меня есть сестренка, которой 20, мама и папа. Хочу попросить у Вас помощи в проблеме с отцом, он себя не контролирует.
Мой отец очень хороший человек и делает для своей семьи всё, мы ни в чем никогда не нуждались, у него очень много плюсов, но один минус перекрывает все плюсы - это его психика. Он срывается и взрывается на любом месте с любой ситуации. Он бесится за рулем, материться на всё, он бесится если ему что-то рассказываешь и он с чем-то не согласен, считает что он всегда прав, а мы ничего не понимаем и спорим. Он может кричать, материться, злиться, орать, поднимать руки на всё и на всех. Неважно какая ситуация, чтоб вы понимали приведу простой пример: на столе будет лежать тарелка с ложкой, но она была чистой, если я ее положу в раковину и помою, он начнет злиться, зачем я это сделала, это было чистым. Т.е. это может быть любая мелочь. каждый раз когда у нас праздник какой-то это скандал из ничего. я могу предложить ему помощь в чем-то он начнет психовать, что я не разбираюсь и лезу. если я не возьму трубку, он звонит за минуту 5 раз и орет весь вечер что я не беру, а я работаю и он это знает. Он материт ужасными словами всю семью, но на людях, при других он спокойны и может держать себя в руках. Я ему дала прочесть книгу в которой люди рассказывали что с ними произошло и что это их не выбило из колеи и они живут дальше радуются жизни , в этой книге говорилось, как во всем нужно находить что-то хорошее. Но отец, единственный человек, который эту книгу перевернул так, что вывод получился шокирующим. Он весь хороший и такой как написано в этой книге. он идеальный. Кстати, об этом, он очень сильно себя любит, постоянно смотрит в зеркало на себя, качается, и хвалит себя, вспоминает все моменты когда его хвалили и каждый раз о них говорит. Они улетали отдыхать и все говорили, что в его возрасте у него хорошее тело, так он говорит теперь об этом постоянно. Он может над кем-то пошутить, над внешностью чьей-то и смеется, не думая, что это кого-то может обидеть, но шуток о себе не воспринимает, это сразу ругань и мат. Один раз я ему сказала, что он себя очень сильно любит (улыбаясь и в шутку произнесла), так это вышло в ругань и кидание вещей по дому. Он не видит в себе никаких изъянов, срывается на пустом месте и на всех. Мы понимаем, что ему уже надо лечиться, но ни о каких лекарствах и психологах не может идти и речи, это выйдет в ужасную ругань. Да и на работе, когда он работал, он проходил психолога, но ему сказали что он здоров, и это нормальное решение психолога, ибо с другими людьми он разговаривает мило и спокойно, никто в жизни не догадается, что он неуравновешенным может быть. Кстати о работе, он вышел на пенсию уже минимум года 3 и сидит дома ничего не делает, иногда зарабатывает таксуя. и он постоянно дома и постоянно один, я понимаю что из-за этого он тоже злой, но предложить другую работу для него, это тоже ругань (он не любит тяжелую работу и малооплачиваемую, поэтому для него ничего нет, его ничего не устраивает) предложить ему какое-то занятие-ремонт дома, так это тоже в ругань, потому что если он что-то делает, то это из-за каждой мелочи всех зовет и постоянно что-то требует сам ничего делать не может, обязательно должны мы быть тоже. Т.к. он любит качаться я купила ему абонемент в тренажерный зал, надеясь, что он как-то будет проводит время, вместо того чтобы валяться на диване и смотреть политику (из-за нее кстати он тоже бешенный, ибо каждый день он смотрит этот телевизор и впитывает негатив с новостей), так в итоге он сказал что в зал ходить не будет, зачем ему это надо и заставил сдать. При всем при этом, он готовит дома, он покупает нам всё, он нас любит, но он псих! Я не знаю что нам делать мы устали от мата, криков, постоянных скандалов и надоело вечно быть в страхе, что будет ругань. У меня с мамой еще есть такой момент, у нас иногда пульсирует глаз (дергается) и каждый раз когда это происходит это означает что к слезам. и всегда происходит ругань, хотя из-за этого глаза ,ты пытаешься настолько избежать ситуации, что не дышишь дома, чтоб не дай Бог не поругались. Когда поругаешься, поревешь, глаз не дергается. как и с этим успокоиться и не думать о плохом? подскажите. и еще когда у нас ругань происходит, он себя не контролирует совершенно, мы ревем все и пытаемся с ним поговорить, объяснить, успокоить, но это не выходит и он дальше орет. когда он спокойный и мы начинаем ему спокойно объяснять ситуацию, он начинает орать, что он никого не трогал , а мы начинаем ругаться. ПОМОГИТЕ с этим справиться. как заставить отца, который во всем видит негатив, открыть ему глаза на позитив, как успокоить отца, когда он начинает орать, как прекратить мат в доме???
Автор вопроса: Ксения Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Маргарита Адольфо.
Здравствуйте, Ксения!
Заставить отца нельзя, да и не имеем мы права никого заставлять. Вам ведь и самой не нравиться когда вас заставляют вести себя так как кому-то надо. Открыть ему глаза на позитив тоже не возможно, а вот показать позитив и можно и нужно. Успокаевать отца, когда он начинает орать, поздно, раз начал, попробуйте понять, что его так не устраивает и согласитесь, что "действительно глупо мыть чистую тарелку" (это из Вашего примера). И сказать это надо для того, чтобы он просто успокоился.
Жаль, что Вы не написали где работал Ваш отец. Судя по Вашему возрасту и тому, что Ваш папа уже три года на пенсии можно предположить, что Ваш отец военный или что-то вроде того. Если так, то там множество стрессов при необходимости держать себя в рамках. Может он привык к дисциплине и тому, что младшие по званию не спорят?
В любом случае человек, получая какой-либо стресс, а это стимул, должен проявить на это реакцию. Но это не всегда возможно, так как мы не можем, допустим, накричать или ударить начальника, если тот несправедливо с нами обошёлся. Не можем при клиентах вести себя как невротик, даже если у вас дома не всё ладно да складно.
Вы с мамой тоже долго терпите выходки отца, так что глаз дёргаться начинает, а затем накопленный негатив выливается вдруг из-за какой-то ерунды, например тарелки, и в самый не подходящий момент. Ксения, это Вам необходимо научиться общаться с Вашим папой, так как именно Вас не устраивает такой порядок вещей, нельзя заставить кого-то измениться без его на то желание. И психологи работают с тем человеком который обращается, меняя его поведение, ощущения, картину мира в общем, а не меняют мир вокруг. Мир сам меняется в зависимости от того как мы себя ведём, но не наоборот.
Ваш папа так разряжается, как умеет, как его научили, как привык Если он не будет этого делать то повысится давление, начнет болеть сердце или глаз задёргаться.
Это не лучшая разрядка которую можно придумать, именно поэтому Вы, в спокойном и хорошем расположении духа, постарайтесь объяснить папе, что вы чувствуете. Примерно так:
"Папа мы тебя очень любим! И ценим всё то, что ты для нас сделал и делаешь. Мы знаем какой ты замечательный, заботливый. Несмотря на крики и ругань, а может даже именно поэтому мы понимаем как ты хочешь изменить нас и сделать лучше. Но к сожалению твои крики очень больно нас ранят и мы долго переживаем и страдаем из-за наших ссор. Мы знаем что ты мудрее нас, постарайся, пожалуйста, не кричать на нас больше, а то у меня и мамы уже глаз дёргается".
А ещё почитайте книгу Михаила Литвака "Психологическое айкидо" ,
С уважением, Маргарита!