Поиск по сайту

Вопрос психологу:
Мой папа бросил мою маму, когда мне не было и года. Позже Мама устроила нам встречу и с пятилетнего возраста мы стали общаться. Он задаривал меня игрушками и водил гулять везде. Мы виделись раз в год, потому что он жил в другом городе. Когда мне было 12 мы переехали с мамой и отчимом в этот же город, и я стала видеться с папой чаще. Он так же помогал мне финансово, но я на него злилась, обижалась, все время высказывала ему свои обиды о том что он меня бросил и сколько всего мне пришлось пережить из-за этого. Все это время он работал, говорил что старается для меня, чтобы у меня все было. Пару лет назад он сильно заболел и стал инвалидом. А его родственники сейчас в очень плохом состоянии. Они очень бедны. Живут в разваливающемся доме. Дедушка ослеп. Бабушка недавно умерла. Один его брат живет с несчастной женщиной, у другого никого нет. Младший брат живет с истеричкой. Два старших брата умерли, один повесился, а другой слетел с трассы и погиб, а младшую сестре зарезали топором в молодости. Ещё одна сестра родила кучу детей и они живут в частном маленьком доме без базовых условий. В молодости они творили не совсем нравственные вещи. Один из братьев убил человека. Наверное поэтому они сейчас расплачиваются за свою карму. И я стыжусь своей семьи с папиной стороны. Мне не хочется иметь ничего общего с ними. Не могу из принять. Из-за этого не могу принять себя. Стыжусь кто я есть. И у меня прыщи. Стыжусь своего отца, что он инвалид. Мне его жаль. Я хочу перестать стыдиться их и принять их. И в следствии чтобы прошли и мои прыщи. Помогите пожалуйста.
Автор вопроса: Диана Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Родионова Дарья Игоревна.
Здравствуйте, Диана!
Стыд за другого человека – это на самом деле стыд за самого себя. Вы пишете: «Стыжусь кто я есть». А кто вы есть, Диана?
Мне кажется, вы слишком уж приравниваете себя к родственникам по папиной линии. Как будто они = вы. Но это не так. Хотя вы связаны кровными узами, вы все – отдельные личности, которые живут свои уникальные жизни.
Надо сказать, что стыд – это социоморальная эмоция, которая призвана регулировать поведение в социуме. Стыд возникает в контексте несоответствия правилам, нормам, представлениям. Вы стыдитесь своего отца, что он инвалид. Диана, а каким именно правилам не соответствует инвалидность? Что именно в ней «неправильного»?
И здесь всплывает ещё один аспект стыда - запрет на собственную неидеальность. У всех нас есть недостатки. Во внешности, в поведении и пр. Но с этими своими недостатками люди обходятся по-разному. Кто-то принимает их и вписывает в свою целостность. Кто-то не принимает и, как следствие, отвергает часть себя. И эта отверженная часть начинает замечаться в других. И появляется стыд за другого именно потому, что вы видите в нём ту часть себя, которую в себе видеть не хотите. И не хотите, чтоб другие её видели. Ни в вас, ни в другом.
И здесь я бы предложила вам работать не над принятием своих родственников, а над принятием себя. Потому что принятие себя – первостепенно.
И первый шаг – это осознание, что именно вы про себя отвергаете. Подумайте, Диана, что такого стыдного про себя вы не хотите знать, когда видите папину инвалидность; когда видите бедность родственников и пр? Когда вы осознаете, что именно не принимаете в себе, тогда можно двигаться в сторону работы над принятием этого. И уже через принятие себя – к принятию других людей.
Удачи вам, Диана!
С уважением, Дарья
(скайп rodionova_di)