Мама нас не слышит.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Проблема в том, что моя мама не хочет ничего делать ради себя. У неё сильно испорчены зубы, это уже очень видно и некрасиво. Всем семейством (а именно: 3 дочери, зять и тётя) отправляем её лечить зубы, а она никак не шевелится, отмазывается вечно работой (хотя при возможности на пару часов в день может сбежать с неё), говорит что нет денег (все уходит на ипотеку), но мы, её дети, скинулись на зубы и сумма лежит мёртвым грузом в итоге. Третий год просим сходить и по лечиться, иногда доходит до скандала. Она начинает истерить в ответ, кричит что сходит и вылечит и чтоб я от неё отстала. Что то начинала делать, но это почти незаметно. Говорю что ты нам-своим дочерям не показала, что женщина должна ухаживать за собой, следить за здоровьем и т.д.,хоть внучкам покажи. Подарили сертификат на массажи и кедровые бочки, она в том году ходила по аналогичному сертификату, а в этом году отговорки находит. Хотя, ей оч понравилось и все близко к дому. Начинаем 'наезжать' что сертификат лежит без дела, она в ответ:идите сами сходите(при этом так спокойно говорит), а я расстраиваюсь, что подарок лежит без дела. В интернете посидеть время всегда находит. Подруг нет. Сестре однажды говорит, пойдём сходим в ресторанчик, сестра отменила все встречи и увлечения, а мама в последний момент отказалась...для возврата подоходного сделали ей декларации (сестра этим занималась), маме нужно только вписать реквизиты и отнести в налоговую. Дождаться денежку потом. В итоге они 4 месяца лежат и она их не несёт. Говорю, сходи, деньги лишние чтоль, а она говорит, ну давайте там впишем что нужно, а то я не знаю и при этом скорее ретируется пить чаёк, думает что мы будем бегать за неё. Меня уже это все бесит, как дитя малое надо носом тыкать, вроде женщина энергичная, но ради себя вообще ничего делать не хочет. Живём дружно, в одной квартире с ней (мама, я, муж и наши 2 маленьких детей) она платит ипотеку, мы все остальное:стол, все в квартиру. Но если муж что то делать начинает, встаёт у него над душой и командует. Культурно объяснили что не надо так, вроде не лезет. Личной жизни никакой у неё нет. С отцом развелись давно, он потом умер. Нервы в молодости потрепал ей изрядно. Нас троих дочерей она сама поднимала. Мы ей желаем. Только счастья и добра, но она сама все от себя отпихивает. Это что, жертва такая??? 3 года борюсь с её зубами. Надоело, теперь молчу. Недавно сестра у неё спросила, как дело продвигается, я это даже слушать не могла. Попросила прекратить разговор. Иначе знала, что сама заведусь и мама в истерике биться начнёт. Как быть? Может не нужно больше упрашивать её что то сделать? Пустить все на самотёк? Хотя на работе она все делает во-время. Но когда в гости приезжаем к бабушке-начинаются рассказы какая она молодец и как она везде все успевает и печёт и готовит... (Можно ещё всего кучу писать) но мы ее любим и хотим чтобы все было хорошо.Подскажите, как отправить её заниматься собой? Какие рычаги воздействия использовать? Ей 52 года.
Автор вопроса: Татьяна Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Воронина Надежда Александровна.
Здравствуйте, Татьяна. В семейной системе каждый человек занимает свое определенное место. И если семья живет дружно, без каких-то глобальных конфликтов, то это значит, что всех устраивает свое место. Сейчас ваша мама занимает место вашего ребенка, вы о ней заботитесь, но одновременно и решаете за нее что для нее будет лучше.
В данном случае оставить в покое и пустить все на самотек это хороший вариант для всех.
По поводу того, что мама вас не слышит, можно сказать также, что и вы не слышите ее. Своими действиями (скорее отсутствием действий), откладыванием важных дел она хотела бы сообщить следующее. Она не чувствует, что ее жизнь находится в ее руках и всецело зависит только от нее, поэтому не несет ответственности за свою жизнь в полной мере, соответственно, не может принять каких-то важных решений. Она не может взять на себя ответственность из-за охватывающих ее страхов перед жизнью, перед неизбежной старостью. Ей проще оставаться маленькой, противостоять вашему вмешательству в ее жизнь и видеть в вашем давлении и настойчивости- причину своих неудач в жизни, как будто бы это вы не даете ей жить как ей хочется. А потеря зубов - это мелочи по сравнению с теми чувствами и страхами, которые возникают у женщины после 45 лет, когда она остается одна, дети выросли, у них своя жизнь, молодость прошла, привлекательность тоже, ощущается как будто и жизнь прошла уже. Для чего ей зубы в этой ситуации?
А вам страшно от того, что мама стареет, вам тяжело видеть, что она теряет здоровье, привлекательность, хочется это предотвратить. За этим стоит то, что вы сами приближаетесь к возрастному рубежу, как это определяется в нашем обществе, когда женщина уже не называется молодой.
Мамины отговорки вызывают раздражение, потому что вы как будто слышите в ее словах и поступках что-то вроде "ты еще маленькая, чтобы знать как лучше", словно она не прислушивается к вам, потому что вы еще маленькая, и ваше мнение не имеет силы. А вам бы хотелось, чтобы она признала, что вы уже взрослая, самостоятельная, имеете достаточно опыта и знаний, как будто это от нее зависит. Вы также как и она боитесь взять ответственность за свою жизнь в свои руки, ждете когда мама будет к вам прислушиваться, как подтверждение того, что вы состоялись в жизни. Она вам не даст это признание. Вы или живете своей жизнью или не живете. Когда вы решаете мамины проблемы, вы не живете своей жизнью. Вы спрашиваете про рычаги воздействия на нее, как отправить ее заниматься собой. Проблема в данном случае не в ней. Если она не делает свои дела, то ей придется столкнуться с последствиями этого и их принять. Если вас беспокоит, что другой человек что-то не делает, то проблема в том, почему это вас так сильно беспокоит. Ваш мозг переключает внимание на чужие проблемы, чтобы не решать свои. В данном случае рычаги воздействия нужно направить на себя, перестать вмешиваться в чужую жизнь, признать мамино право самой определять свою жизнь - и тем самым признать свое право не решать ее проблемы и не нести тяжелое бремя ответственности за ее жизнь. Пусть она сама решает, что ей нужно, а что - нет.