Мама много выпивает после смерти старшего брата.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. В нашей семье случилась беда. Почти три месяца назад умер мой самый старший брат. Нас в семье трое было - я и два старших брата. Теперь двое - я и средний брат. Отец от нас ушёл почти 10 лет назад, на нас ему по большому счёту плевать, да и нам на него. Мама наша его ненавидит. Она его и себя винит в смерти брата. Он умер от передозировки наркотическим веществом, он был зависим 12 лет, пытался лечиться и не раз, но не получилось. Для нас это была ужасная трагедия. Несмотря на наркотики, он все равно был для нас очень любимым. Нам с братом пережить это горе было значительно легче, но не маме. Она часто начинает винить себя, что не усмотрела, не досмотрела. И самое страшное, каждый день она начала пить алкоголь, хотя раньше она не выпивала так часто, максимум раз в неделю вино и не более. Сейчас это и водка, и коньяк и все на свете, что можно пить. Я безумно за неё переживаю. Я не знаю как ей помочь. Я ей пыталаcь объяснить, что у неё есть ещё два живых ребёнка, которым она нужна. Я ей пыталась объяснить, что брату не понравилось бы, если бы он видел, как она пьёт. У неё начинаются иногда паники, она в истерике звонит мне или брату со страхом, что с нами что-то случилось. Я очень сильно за неё переживаю. За её здоровье, эмоциональное состояние. Я стараюсь быть тёплой с ней, но алкоголь вызывает у меня агрессию и мы начинаем ругаться. Но ведь не мне её учить, она сына потеряла, ей очень больно. Я не знаю как ей помочь. Не знаю как быть. Подскажите, пожалуйста. Спасибо!!
Автор вопроса: Евгения Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.
Здравствуйте, Евгения!
(Очень красивое имя, кстати)))))
История непростая.
Что такое алкоголизм , я уверен, Вы знаете. Вы также знаете (или должны знать), что это смертельно опасное неизлечимое заболевание.
Алкоголик ВСЕГДА БУДЕТ АЛКОГОЛИКОМ. Всегда, Женя. И это непреложный факт. Это, если хотите, даже не диагноз, а статус человека!
Алкоголик может закодироваться, "зашиться", пройти перепрограммирование, самостоятельно и жёстко бросить пить, но... Но он будет оставаться алкоголиком! Болезнь не отступит ни на шажочек, ни на миллиметр. Она притаиться, застынет и будет ждать своего часа. Этот час может наступить в любой момент, в любой день, а может не наступить никогда!
На сегодняшний день нет ни одной более-менее устойчивой программы или концепции по лечению от алкоголизма. Как нет и 100-процентно излечившихся.
Даже у долгое время непьющего алкоголика сохраняется и влечение, и зависимость, и невротическая основа для рецидива.
Есть и ещё один непреложный закон:
АЛКОГОЛИЗМ НИКОГДА НЕ ИДЁТ РОВНОЙ ГОРИЗОНТАЛЬЮ (если представить течение болезни в виде прямой линии). Это всегда линия, направленная
только вниз! И точно не прямая. Представьте себе синусоиду, идущую вектором вниз.
КАЖДЫЙ ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЗАПОЙ ТЯЖЕЛЕЕ, СТРАШНЕЕ ПРЕДЫДУЩЕГО!
Кстати, а знаете, какой истинный показатель излечимости от алкоголической зависимости? - Вовсе ни когда человек не пьёт, нет. А когда человек, скажем, выпивает одну рюмку водки и останавливается!
Это - мечта многих психологов, психотерапевтов, наркологов и т.д. Мечта - вылечить алкоголика именно до такого состояния. Условно можно назвать это состояние "мне всё-равно" или "чувство меры".
Алкоголики же бесконечно находятся в диалоге, споре, разговоре со своим демоном, с сатаной. И какие муки они терпят никто из нас понять и осмыслить не в состоянии!
С мамой, конечно, надо разговаривать. Не ругаться, не читать мораль и не упрекать. Ни в коем случае.
Но суть разговора должна быть такой:
ЭТО ОПАСНОЕ И НЕИЗЛЕЧИМОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ. СПАСЕНИЕ ТОЛЬКО В ПРИЗНАНИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ И СВОЕЙ БЕСПОМОЩНОСТИ ПЕРЕД НИМ, КАК ПЕРЕД НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛОЙ. НО ЕСТЬ СИЛА СИЛЬНЕЕ!!! МОЖНО НАЗВАТЬ ЭТУ СИЛУ - ЖЕЛАНИЕ ЖИТЬ, БОГ, ВСЕЛЕННАЯ И Т.Д. КАК УГОДНО. И ИМЕННО ЭТА СИЛА МОЖЕТ ПРОТИВОДЕЙСТВОВАТЬ "ТОЙ" СИЛЕ! НАДО ПРОСИТЬ И ИСКАТЬ ПОМОЩИ У ХОРОШЕЙ СИЛЫ!
Важно маме объяснить, что
ЕЁ ВИНЫ В ТОМ, ЧТО С НЕЙ ПРОИСХОДИТ, НЕТ. НО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛЕЖИТ ТОЛЬКО НА НЕЙ. Именно мама отвечает за первый глоток спиртного, за контроль и самоконтроль, за последствия.
Скажите ей, как Вам тревожно за неё, за то, что с ней твориться. Скажите, что Вы чувствуете! А чувствуете Вы панику, бессилие и страх!
маму, конечно, надо показывать специалистам. Ей требуется глубокий детокс - продолжительная чистка организма.
Ей требуется психотерапия. И не индивидуальная, а групповая, где есть разные люди в похожем положении, но попавшие в это положение разными путями.
Поддержку ей надо искать, прежде всего, в себе самой. Она забыла, что сильна и её решение, её воля - ключ к нормальной жизни. Трудной (см.выше), неспокойной, но нормальной.
Она услышит в группе, что надо просто смириться с тем, что это не твоё! НЕ ТВОЁ И ТОЧКА! Если хотите, то воспримите это не как проклятие, а как благословение! Ведь в принципе, спиртное в любом виде и в любом случае никогда никого ещё до добра не доводило и ничьих проблем не решило! Это относиться АБСОЛЮТНО КО ВСЕМ ЛЮДЯМ!
Я, в-общем, ориентирую Вас на единственную знакомую мне программу по работе с зависимыми людьми - "12 шагов анонимных алкоголиков". Поинтересуйтесь.
Сами не нервничайте и не срывайтесь на маму. Смысла нет. Лучше посочувствуйте ей и помогите начать хоть что-то делать, ПООЩРЯЯ КАЖДЫЙ МАЛЮСЕНЬКИЙ ШАГ В ВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ!!
Удачи Вам и здоровья маме! А. Журавлёв