Как помочь сыну, который потерял мотивацию?

Вопрос психологу:
Добрый день. Моему старшему сыну 21 год, и он потерял интерес к жизни, ничего не хочет полная апатия ко всему, начинаю разговаривать говорит я не хочу жить, прошу объяснить он отвечает что не видит смысла в жизни и все, никого не хочу видеть, однажды даже сказал что не в той семье родился, с мужем мы прожили 19 лет и развелись, с отцом у него не было понимания, постоянная ругань, то это не так он делает, то еще что нибудь, заставлял его заниматься самбо, а сын хотел футболом, мечтал просто, вечные споры были, я встряну еще хуже ругань,было даже такое что сын ушел жить к бабушке, не хочу жить с отцом, так он сказал, на тот момент у меня второму сыну было 4 года, мне бы нужно тогда уже было реагировать, но я решила возраст такой, пройдет , но сейчас то ему 21 год, он учиться пошел сам выбирал при академии правосудия колледж, не понравилось там, перевелся в мфюа,и так и не доучился до защиты диплома 3 месяца, сказал не нужно мне образование, в армию не пошел по болезни, отец его устроил на работу, поработал год ушел, потом снова устроился и сейчас опять не работает, говорит не хочу как все жить и приводит в пример известных людей которые без образования добились успеха, говорит идея у меня есть, а мотивации нет, так изо дня в день ходит как тень по квартире, прошу его к психологу сходить, проблема то есть, а он говорит я сам все понимаю, и знаю что это ненормальное поведение, но ничего не хочу, жить не хочу, отказывается идти к специалисту, друзей у него мало, он говорит у них интересы выпить да гулять , как мне вести себя? Чем помочь ему? Помогите пожалуйста.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 41

На вопрос отвечает психолог Костюкова Наталья Александровна.
Здравствуйте, Наталья. Да, ситуация непростая, у кого есть сын, поймет, как болит сердце матери, даже если он просто неустроен, не может себя найти, а уж если в вашем случае он говорит о том, что не видит смысла в жизни, то можно расценивать это как крик о помощи.
Обратная связь по вашему письму, что я почувствовала – тревогу! Что я услышала и поняла: ваш мальчик думающий молодой человек, самостоятельный (надо же, решил уйти к бабушке, принять такое решение непросто для подростка!). Сам выбирал место учебы – значит, оно ему нравилось на тот момент?
В этом возрасте для думающего молодого человека закономерно метание. Он не знает, чего он хочет, а хочет он многого, а еще юношеский максимализм, - чтобы все и сразу! Я поняла, что у него есть идея, но нет мотивации и что он «все сам понимает».
Чем можете вы ему помочь? Как мать, верить в него всегда!!! Даже если он в себя сейчас не верит, вы должны его всегда поддерживать, обращать внимание на его положительные черты характера, на его сильные стороны. Какие сильные стороны характера у вашего сына? Как часто вы ему об этом говорите?
Мы можем только гадать какая проблема у вашего сына, судя по всему он не раскрывает вам своего состояния до конца.
Что можно вам сделать?
Хорошо бы прояснить следующие вопросы:
По поводу (не в той семье родился) это о чем? В чем его недовольство? Какие у него отношения с отцом сейчас? Как часто они видятся?
О чем мечтает ваш сын? Чего он хочет в жизни добиться?
Каковы его ценности? Во что он верит? Эти вопросы помогут ему сформулировать или нащупать свою личную миссию.
Кто я? В чем моя уникальность?
● Какова моя жизненная философия?
● Почему я существую на Земле?
● Достижению каких целей посвящена вся моя жизнь?
● Для чего я живу?
● Каковы мои самые заветные стремления?
● Почему я занимаюсь тем делом, которым я занимаюсь?
● Какими неординарными талантами я обладаю?
● На каком этапе развития своей личности я нахожусь в настоящий
момент?
● Каковы мои основополагающие ценности?
Описать личное видение вам помогут ответы на
следующие вопросы:
● К чему я стремлюсь?
● Какими ценностями и принципами я руководствуюсь?
● Достижению каких целей я хочу способствовать?
● Чего я хочу достичь?
● Каковы мои долгосрочные намерения?
● Каков мой идеал?
● Какие идеи я поддерживаю?
● Во что я верю?
● Какой вклад в жизнь общества я стараюсь внести?
● Каким образом я хочу найти своё особое место в обществе?
● Как я вижу себя (свой образ и собственную ценность)?
Вы можете с ним поговорить, обнять, задать ему несколько вопросов? Если нет, то хотя бы написать их и подсунуть ему. Или самой ответить на эти вопросы, а потом дать ему. Хорошо бы обсудить вместе ответы на эти вопросы. Опять же все зависит от степени вашей личной близости, доверительности общения с сыном.
Мысли о смысле жизни могут быть также связаны с кризисом 21 года. В этом возрасте молодые люди ставят иногда нереалистичные жизненные цели, а если что-то не получается, происходит разочарование. Молодой человек может испытывать страх, растерянность перед будущим, ощущение неизвестности. Это кризис самоопределения: еще недавно ты был учеником, студентом, а сейчас тебе нужно взять ответственность за свою жизнь, определиться в жизни и начать действовать. Молодой человек впервые не знает, что ему делать. От выбора, который он сделает сейчас многое в жизни будет зависеть. У него нет опыта жизненного, но есть мечты, и он не знает как реализовать эти мечты. Может упасть самооценка, и возникнуть апатия, хочется забыться и бежать от этих проблем далеко…
В данном случае ему нужна ваша поддержка, попробуйте разобраться, объяснить, что с ним происходит. Может быть поставить какие-то более реальные цели, не масштабные на 30 лет, а на год, например, или месяц. А затем, продумайте конкретные шаги к достижению данной цели. Это может быть цель, например, закончить обучение, получить диплом, потому что в наше время сложно без образования, как бы то ни было, рынок труда сейчас очень требователен к молодым людям. Или это может быть другая цель…
В данном случае, если проблема с постановкой цели или определения своей миссии, можно обратиться к коучу, психологу. Да и в любом случае обратиться хорошо бы к психологу, так можно гораздо быстрее решить проблему, а время, как вы понимаете, это самое ценное, что есть у нас.
Важно понять, что да, та жизнь закончилась, важно осознать сейчас новые смыслы, поставить новые цели и вперед! В новую замечательную жизнь!
Обратитесь к авторитетным людям, это могут быть мужчины, достигшие успеха, наверняка они тоже переживали что-то подобное. Спросите у них, как они с этим справились? Если это знакомые мужчины, которые обладают авторитетом у вашего сына, то хорошо бы обратиться к ним за помощью, может быть они поговорят с ним и чем-то помогут?
Не думайте, что кризис пройдет сам собой, нужно будет потрудиться, но этим и прекрасна жизнь, что она ставит перед нами новые вопросы и мы находим свои лучшие решения.
И так, ваша поддержка и еще раз поддержка!
Если вам поможет мой ответ, то это будет замечательно! Удачи вам!
Психолог Костюкова Наталья Александровна.